Навiгацiя

Церковний календар

Новини / О святой великомученице Екатерине, хикикомори и о том, как не стать современным Раскольниковым / О святой великомученице Екатерине, хикикомори и о том, как не стать современным Раскольниковым

О святой великомученице Екатерине, хикикомори и о том, как не стать современным Раскольниковым

07.12.2018

Напомним себе, дорогие братья и сестры, что это была высокообразованная девушка своей эпохи. Наверное, она была поводом для зависти не для одной египетской красавицы, так как сочетала в себе тот идеал, к которому стремится человек ветхий, земной, живущий лишь материальным, особенно человек молодой, который в силу особенности возраста хочет реализовать в обществе свои амбиции, утвердиться, получить сатисфакцию.

Екатерина была очень знатного происхождения. В житии, составленном святителем Димитрием Ростовским, так и написано: «происходившая из царского рода». Семья ее была очень богатой. И сама девушка являлась не просто красивой, но прекрасной. Ее красота поражала и приковывала к себе взоры. Кроме того, Екатерина была очень умна и образована. Как повествует святитель Димитрий, она в совершенстве изучила сочинения Платона, Аристотеля, Гомера, иных философов и писателей античности, была сведуща в медицине, читала медицинские трактаты Асклепия, Гиппократа и Галена, в совершенстве владела ораторским искусством, знала много языков.
Мать ее была тайной христианкой.

Родители девушки никак не могли подобрать ей жениха, который бы приближался к Екатерине по уму и красоте. Она всех отвергала.

Так как это стало большой проблемой для семьи, то мать ее повела тайно к некоему старцу (возможно, христианскому священнику, т. к. он ее впоследствии крестил), который проживал невдалеке от Александрии Египетской (родины святой Екатерины) в сокровенном месте, очевидно, скрываясь от гонений. Старец открыл ей истину о Христе и подарил иконку Пресвятой Богородицы с Богомладенцем на руках.

Екатерина дома горячо молилась Деве Марии, чтобы Она помогла ей выйти из нравственного, возрастного и семейного тупика, в который девушка попала.

Будущей святой было видение. Ей явилась Пречистая вместе с Господом нашим Иисусом Христом, Который все время отворачивался от Екатерины, называя ее безобразной и помраченной, безумной, бедной и худородной. 

Думаю, что умная, прекрасная, знатная и образованная девушка была поражена этим фактом. То, что высоко ценилось в мире, ничего не стоило для Бога.

Христос повелел ей снова идти к старцу, чтобы избавиться от своего безумия и всего прочего и приобрести возможность быть с Ним.

Екатерина пошла. Старец наставил ее в основах веры и крестил. После этого Господь по молитвам Пресвятой Богородицы принял Екатерину и обручил ее с собой, подарив девушке прекрасной кольцо.

Святая всем сердцем приняла Христа и возлюбила Спасителя как небесного Жениха и Бога. Так начался ее путь к святости.

Хочется обратить ваше внимание, уважаемые читатели, на тот факт, что для Спасителя богатство Екатерины, ее знатность, красота и ум не имели никакого значения. Наоборот, он назвал девушку безумной, помраченной, безобразной, бедной и худородной.

Почему?

Потому что часто эти качества становятся питательной средой для гордыни, тщеславия, высокоумия. Падшая, извращенная грехом (а гордыня, как известно, мать всех грехов!) человеческая природа часто не выдерживает испытания славой, богатством, собственной телесной красотой и сотворяет из себя идола, «божка», отвергая истинного Бога, ставя на престоле души своей себя же любимого. Так рождается тяжкое уродство, искажение, человек без Бога, или, лучше сказать, пытающийся заменить собою Бога, тяжело больной, идущий к гибели человек. Если, конечно, он не обратится к Господу.

Сегодня священник все чаще сталкивается с образованными, начитанными, умными молодыми людьми, которые не знают, что с собой делать и как применить свои знания в мире. Бьют в набат их бабушки и мамы, мол, ребенок никак не может себя реализовать в обществе, найти работу, все больше отгораживаясь от мира, уходя в мир другой – виртуальный.

Те страны, в которых компьютерные и интернет-технологии начали воздействовать на социум гораздо раньше, уже давно заметили подобное явление. Психиатры забили тревогу. Появились тысячи компьютерных «отшельников», закрывающихся в своих комнатах родительских домов, не выходящих на улицу, живущих на иждивении у родственников и проводящих большинство своего времени в интернете. Причем часто это далеко не подростки. Многим из этих отшельников за тридцать и за сорок.

Наиболее угрожающее количество таких людей в Японии. Там их называют «хикикомори», что переводится как «нахождение в уединении». По данным отчета правительства Японии за 2010 г., в Стране восходящего солнца интернет-отшельников около семисот тысяч. Кроме того, правительство предполагает, что на пороге вхождения в социальный класс «хикикомори» находятся еще около полутора миллиона человек.

Японские социологи наметили кризис среди хикикомори. Они назвали эту проблему «Вызов 2030 года», ведь среди отшельников есть «завторники», которым больше сорока лет и которые ведут такой образ жизни более двадцати лет. И так как хикикомори живут преимущественно на иждивении у родителей, то примерно к 2030 г. их родители начнут умирать от возраста, а дети-отшельники останутся без средств к существовании, а часто и без крова над головой.

В Европе и Америке также есть подобные люди. В Великобритании они названы поколением NEET (аббревиатура в переводе с английского на русский означает «люди, которые не работают и не учатся»). В США хикикомори называют basement dwellers – «обитатель подвалов». Сегодня они появляются и у нас.

Отметим и следующий фактор. Практически во все времена, вплоть до начала третьего тысячелетия, образование было делом привилегированных классов. Не все могли получить его. В средние века в обмен на пергаментную книгу можно было получить село с людьми и хозяйством. Конечно, с течением времени ситуация менялась.

Но, к примеру, в 80-е годы академисты-заочники Московской духовной академии могли в поисках нужной им к экзамену книги проехать более тысячи километров. С развитием интернета ситуация резко изменилась. Терабайтные океаны информации стали доступны почти всем и каждому. И для этого не надо даже выходить из дома. Т. е. человек, сидящий дома, может, грубо говоря, достичь образовательного уровня отпрыска царского александрийского рода святой великомученицы Екатерины. Но вот беда в том, что исключается личностное общение типа «учитель-ученик» или «ученик-класс». Образованный хикикомори вполне может потерять преемственность традиции и связь с поколениями, морально-нравственные ориентиры (я уже не говорю о духовной составляющей!), живой опыт учителя и навыки общения как такового с группой своих сверстников и с обществом вообще.

Кстати говоря, из священнического опыта.

Священник, который долго не участвует в соборных богослужениях без уважительных причин, может оказаться на грани запрета. И я понимаю почему. Кроме благодати Святого Духа, которая нисходит на молящихся в храме и особенно во время соборных богослужений, ты еще и получаешь живое общение со священнослужителями, многие из которых старше, опытнее и мудрее тебя. Сколько бы ты ни читал духовной литературы, это не заменит живого общения. Нужно и читать, и общаться. Это примерно равнозначный педагогический опыт.

К сожалению, на мой взгляд, в современной педагогике все больше времени уделяют тестовой системе обучения и системе оценки знаний, где человек более «компьютер», чем человек, часть некоего механизма, где учитель уже не педагог, но просто особа, которая передает информацию. Почти как механизм!

Но знания не должны оказаться для человека мертвым грузом, они должны в идеале помогать ему в жизни. А это уже дело отношений «человек-человек». И драгоценного сокровища этих отношений не заменит никакой тест.

Но драма современного хикикомори состоит в том, что его учитель, советчик, педагог – это он сам. Ничто не сдерживает его гордыни, его тщеславия, огонь которого довольно просто поддерживать в соцсетях.  В итоге такой человек создает целый мир, иллюзию наподобие вымышленных фэнтезийных миров, в котором, конечно, он – и царь, и бог. И этот его мир не имеет ничего общего с реальностью.
Святые отцы не рекомендовали даже послушникам новоначальным уходить в отшельничество. Они говорили о том, что общежительный монастырь – наиболее оптимальная форма для духовного совершенствования.

А здесь духовно не защищенный, а часто и вовсе не верящий в Бога (чаще всего только в некую эфемерную безличностную высшую силу) юноша или девушка, предоставленные самим себе, которые в компьютере и доступу к интернету получили средство, чтобы взращивать собственные иллюзорные миры, которые тешат да растят гордыню.

Вспомним Раскольникова – героя известного романа Достоевского. Собственная убийственная в буквальном смысле теория вогнала Родиона в леденящую душу пустыню, из которой юноше помогла выбраться лишь любовь и общение с живым человеком – Соней Мармеладовой.

Да, хикикомори никого не убивают физически зачастую. Но посмотрим, так ли это? Возможное убийство (а если не убийство, то тяжкое увечье) происходит внутри их самих – внутри их душ. Такие люди впадают в беспросветное одиночество. При столкновении с реальностью, которую дает им Бог, их собственный бумажный домик сыпется, не выдерживая никакой критики. Но гордыня пустила глубокие корни. И часто хикикомори выбирает привычную и сладкую иллюзию, как наркоман выбирает морфин вместо выздоровления, и погружается  в пустыню одиночества, в самоизоляцию – в свою хрупкую и призрачную обитель.

Перед нами, конечно, трагедия, ведь это не что иное, как самоуничтожение. Скорлупа все равно станет тесной. Ее стены будут сжиматься и трещать с каждым годом.

Какой же выход из создавшейся ситуации?

Святая великомученица Екатерина, которую, быть может, тоже ждал путь хикикомори, смогла выбраться из скорлупы. Она обратилась к Богу, и Он ей помог, спас ее. Он также спасает многих моих знакомых, молодых людей, и меня самого.

Жизнь без Бога – ад одиночества. Жизнь с Богом – чаша, до краев наполненная любовью. Это блаженный путь в мире и с миром. И этот путь никогда не закончится в единстве Духа, гармонии с сущим и союзе мира, сопричастности к чему-то преогромному – к великой тайне и к великой радости.

Святая великомученица Екатерина, моли Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко

Джерело:  http://pravlife.org

Додати коментар
Подiлитися: