Навiгацiя

Церковний календар

Новини / Грешно ли тратить на себя деньги, когда в мире столько бедных? / Грешно ли тратить на себя деньги, когда в мире столько бедных?

Грешно ли тратить на себя деньги, когда в мире столько бедных?

21.10.2020

В мире очень много бедных людей. Понятно, что равнодушным к данному факту христианин быть не может. Христос заповедовал нам быть милосердными, да и представить себе христианскую жизнь без милостыни невозможно. Поэтому несомненно, что бедные, нуждающиеся люди для нас, христиан, должны являться объектом заботы и внимания. Однако, и это тоже несомненно, количество бедных людей существенно превышает как общее число христиан в мире, так, соответственно, и их возможности.

Поэтому естественное христианское милосердие, реально существуя и будучи вполне действенным, полностью решить проблему бедности неспособно. Поэтому, независимо ни от дел милосердия, творимых каждым христианином в частном порядке, ни от церковных социальных проектов, людская нужда никуда не девается и даже общие наши усилия ситуации в целом не меняют. Не в последнюю очередь, потому что, творя дела милосердия, как отдельно взятый христианин, так и Церковь в целом не ставят перед собой глобальных задач, а решают проблему отдельно взятого человека, определённой семьи или конкретной социальной группы. Собственно, к этому и призывает Евангелие: «Просящему дай». Христианское неравнодушие в том и состоит, чтобы не пройти мимо страждущего ближнего.

Однако неравнодушие не имеет ничего общего с беспокойностью. Христианин, если он, конечно, искренний христианин, а не формально считает себя православным по факту крещения в нежном возрасте, вообще не может быть беспокойным: где взяться духовной жизни, если в душе нет мира? То есть если человеку неспокойно просто от факта, что в мире много бедных людей, то это вовсе не значит, что он исполнен христианского милосердия. «Бедные люди» – категория абстрактная, лишённая, так сказать, лица. Можно день и ночь думать о бедных, обездоленных и неимущих, но при этом совершенно спокойно проходить мимо конкретного бомжа, каждый день просящего милостыню в переходе.

Известно, что любить австралийских аборигенов гораздо легче, чем соседа по лестничной клетке. Потому как аборигены, со всеми своими бедами и тяготами, живут на другом, далёком от нас, континенте и сочувствие им нас совершенно ни к чему не обязывает. Тогда как сосед постоянно рядом, здоровается через раз, телевизор включает слишком громко, а по выходным не прочь и за перфоратор взяться. Чтобы к такому не то что с любовью отнестись, а хотя бы перестать испытывать негативные чувства, нужно столько труда употребить, что проще неведомых аборигенов на расстоянии тысяч километров залюбить до беспамятства.

С милосердием примерно то же самое. Нет ничего проще, чем, живя в уютной квартире, водя надёжный автомобиль и регулярно получая зарплату, делать в соцсетях репосты о несчастных африканцах, испытывающих постоянный дефицит воды. При этом пенсионерку, существующую по соседству от пенсии до пенсии, можно и не замечать: у неё-то уж точно воды вдосталь. Ну и конечно, мучиться виной перед абстрактными «бедными людьми», закупаясь в ближайшем супермаркете по дороге с работы. Каждый раз мучиться. И каждый раз неизменно закупаться.

Проблема ведь не в бедных людях, не в наших доходах и не в том, сколько мы на себя тратим. Проблема в том, что, будучи христианами, мы весьма часто проходим мимо реальных страдающих людей. Людей, нуждающихся во вполне конкретной, ощутимой помощи. Не в сочувствии, не советах, а в помощи делом. Однако помощь делом требует времени, сил и средств. А нуждающийся человек может быть откровенно несимпатичным: бомжом, пропойцей, тунеядцем, желчной старухой, озлобленным на всех и вся инвалидом… В общем кем-то из тех, кому больше всего хочется сказать «иди работать», «бросай пить», «научись себя вести». А даже если и не так, если в помощи нуждается заурядный обыватель, всегда ли нам хватает на него милосердия, самоотверженности и доброты? Вместе с тем человек – существо гибкое и изворотливое. Там, где не хочется терпеть угрызения совести, их, не без успеха, можно заменить чувством вины. Вину чувствовать удобно: жить она особо не мешает, ни к чему конкретному не обязывает, совести глаза замыливает успешно и легко позволяет жить привычной жизнью, разбавляя её время от времени сентиментальными переживаниями. 

Поэтому, тратя деньги на себя, не следует думать о том, что в мире много бедных людей. Наши деньги заработаны нами как раз для удовлетворения наших нужд. Следует помнить, что возможность зарабатывать деньги – Божий дар. Её не было бы, не имей мы разума, здоровья, способностей, возможности обучиться конкретному делу, не устройся мы на работу или не открой своего дела. Бог сопутствовал нам на каждом из этих этапов, а потому нелишним будет помнить о долге милосердия. Только вот настоящее милосердие чуждо сентиментальности, оно не печалится от праздности, не раздумывает и не переливает из пустого в порожнее. Ему неважно, сколько и где бедных людей. Оно способно увидеть тех, кому реально может помочь. Оно не пройдёт мимо страдания, нужды и боли конкретного ближнего, кем бы он ни был. Да, оно не способно помочь сразу всем. Да, сколь бы ни был милосердным каждый из нас в отдельности и скольким бы людям не помог, мы никогда не справимся с бедностью, болезнями и страданиями в масштабе не то чтобы целого мира, а даже в отдельной стране или городе. Вместе с тем подлинное милосердие из-за этого не опустит рук, не скажет себе: «Бедных всё равно меньше не станет, что толку от моей помощи кому-то одному». Так как милосердие не говорит и не сомневается. Оно действует. Поэтому лучшее, что можно сделать, когда совестно тратить весь доход только на себя, когда вокруг так много нуждающихся, – сделать так, чтобы их стало на одного меньше. Только без лишних слов. И желательно не откладывая.     

Джерело:  http://pravlife.org

Додати коментар
Подiлитися: