Навiгацiя

Церковний календар

Новини / Можно ли понять паникёра? / Можно ли понять паникёра?

Можно ли понять паникёра?

28.03.2020

Режим карантина у нас в стране действует не больше двух недель, но лично у меня уже эти две недели прочно ассоциируются с гадкой фразой «людей тоже можно понять». Гадка эта фраза тем, что употребляют её в последние дни исключительно для оправдания паникёров и паники. За ней слышится «трусость можно понять», «слабость можно понять», «злость можно понять», «панику можно понять»… Это сейчас, когда ситуация требует максимальной собранности, спокойствия, хладнокровия и мужества, нам внушается, что паника тоже допустима, предлагается понять паникёров.

Попытаемся?

Современное поколение сорокалетних хорошо помнит советскую систему воспитания. В ней, конечно, было немало и лишнего, и прямо ненужного, но и определённых достоинств она не была лишена. Главное из них – нас всех учили быть сильными. Помните: мальчики не плачут, пацан – терпи, стыдись своего страха, превозмогай свою слабость. Ты – сильный. И даже не потому, что так надо, а потому, что иначе просто нельзя. Невозможно. Невозможно пройти мимо, когда обижают слабого, невозможно не дать сдачи обидчику, даже если ты один против трёх и тебя непременно побьют, невозможно поморщиться, когда тебе наживую накладывают швы… Конечно, не у всех хватало смелости, силы и терпения. Тогда включался стыд, наглухо блокировавший и страх, и малодушие, и слабость. Ведь любого, кто сдался, струсил, расплакался, убежал, ждал неизбежный позор, ведь слабаков и трусов не жалели даже девчонки. И эту науку мы запоминали кто надолго, а кто и на всю жизнь.

Кстати, те, кто потом воцерковлялся, нередко отмечали, что отношение к себе, привитое в детстве, удивительно гармонично сочеталось с православной аскетикой, привыкший воспитывать себя, как норму принимал и самопонуждение, и необходимость научиться говорить себе «нет», и запрет на жалобы, нытьё и ропот.

А потом пришли девяностые. Одним махом избавив нас от вездесущей ленинской лысины и навязшего в зубах «всегда готов», они вместе с тем расширили горизонты для воспитателей, учителей и психологов, предложив множество альтернатив старой советской школе воспитания. Какого-то десятка лет хватило для того, чтобы в сознании очередного подрастающего поколения прочно утвердилось убеждение, что быть слабым можно, бояться незазорно, а эмоции сдерживать и вовсе вредно. Почему? Потому что насилие над собой разрушительно. А терпеть боль – это насилие над собой. И скрывать страх – насилие над собой, и сдерживать слёзы – тоже. А ещё стыдиться слабости, запрещать себе жаловаться, скрывать проблемы, не рассказывать о страданиях и переживаниях и прочее, прочее, прочее… Любое усилие – насилие над собой. Да и зачем они, эти усилия? Без них проще, тем более что на дворе не XIX век и Вторая мировая давно закончилась. Где сейчас нужны эти сила, смелость и твёрдость? В самом деле, не каждому же из нас мир спасать.

Помнится, года четыре назад я смотрел документальный фильм о крушении парома «Эстония», фильм, как и полагается, проникнут скорбью по жертвам трагедии и сочувствием к выжившим. К выжившим, кстати сказать, там и приковано основное внимание. А также к их воспоминаниям. Есть среди них и такие:

«В воде кто-то схватил меня за ногу, наверное, я должна была помочь этому человеку, наверное, по мне он мог выкарабкаться наверх, но я сделала всё возможное, чтобы освободить от его рук свою ногу»; «Я получил абсолютно чёткий приказ от своей матери заботиться только о себе и не беспокоиться о том, что оставил их там... иначе я бы тоже погиб»; «Я видел, что другие люди помогали какому-то человеку, который попался им на пути, помню, я подумал, что это слишком медленно, так медленно, что они не смогут спастись».

Впечатлены? А вот создатели фильма, как видно, ничуть не впечатлились. Что тут такого? Люди спасали себя. Разве можно их за это осуждать? Или мы забыли, что в цивилизованном мире наивысшая ценность – человеческая жизнь (читай – собственная жизнь)? Правда, с Евангелием это уже никак не совместимо, но что Евангелие тому, для кого главное – беречь себя любимого?

Между тем мы три десятка лет самозабвенно впитывали в себя ценности «цивилизованного мира». И впитали. Теперь для тысяч наших сограждан собственная жизнь – наивысшая ценность. А как будет вести себя в критической ситуации законченный эгоист, если он вдобавок ещё и трус, слабак и слюнтяй? Он будет бояться, он запаникует, он начнёт распространять панические настроения в кругу своего общения, при малейшем затруднении закатит истерику, в критической ситуации потеряет контроль над собой. Если паникёры соберутся группой, они легко решатся на насилие по отношению к любому, кто более спокоен, рассудителен и адекватен. Они не станут помогать попавшему в беду. Для них беззащитный сам виноват, а любой, кто мешает паниковать, – заклятый враг.

Самое печальное, что на Западе, породившем порочную идеологию всеобщего эгоизма, идеология эта мало-помалу теряет позиции. Один пример самопожертвования итальянских врачей чего стоит. Тогда как мы, усвоившие эту абсолютно чуждую нашей ментальности систему убеждений, ухватились за неё как восторженный дикарь за зеркальце и, как показывают печальные примеры Новых Санжар, Тернополя и Львова, расстанемся с нею ещё очень нескоро…

Ну что, друзья, вы готовы «тоже понять»? Я не готов. 

Джерело:  http://pravlife.org

Додати коментар
Подiлитися: