Навiгацiя

Церковний календар

Новини / Когда и как рассказать ребёнку о том, что взрослые могут лгать и быть опасными? / Когда и как рассказать ребёнку о том, что взрослые могут лгать и быть опасными?

Когда и как рассказать ребёнку о том, что взрослые могут лгать и быть опасными?

08.07.2019

 

Учить доверять и быть осторожным

Конечно же, прежде всего родители должны научить ребёнка доверять Богу. Это первоочередная задача каждого из нас. Что же касается лжи и неправды, то они свойственны людям: ещё псалмопевец Давид утверждал: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс. 145:3). Первые люди согрешили, потому что были обмануты — дьявол, отец лжи, искусил Адама и Еву. Первым грехом, который вошёл в сознание человека, была ложь. Начинать говорить об этом нужно, как только дети достаточно подросли для таких разговоров. Безусловно, прежде всего надо учить ребёнка доверять людям, но параллельно необходимо предупреждать, что окружающие могут ошибаться и совершать неправильные поступки. Не надо внушать, что вокруг все лгут. Лучше сказать, что даже взрослым свойственно заблуждаться, в результате чего они могут и других ввести в заблуждение.

Дети в принципе очень доверчивы. Я смотрел ролик в интернете, где показан эксперимент: молодой человек с собачкой с разрешения родителей подходил к детям на детской площадке и убеждал их уйти с ним. Только один ребёнок подбежал к маме и спросил, можно ли ему пойти с чужим, остальные на глазах родителей уходили не задумываясь. Надо учить детей быть бдительными и обязательно советоваться со старшими, когда речь идёт об их общении с чужими людьми. Это должно стать привычкой. Однако нельзя, чтобы ребёнок воспринимал всех, кроме семьи, как злых и желающих ему зла. Взращивать доверие тоже необходимо.

Не потерять доверия к себе

К сожалению, многие взрослые сами подрывают доверие к себе, даже родители. Воспитывают детей так, будто те лучше всех, другие дети не годятся им в друзья, в юном возрасте не дают встречаться с теми, кто беднее или из другого социального слоя. Сталкиваясь с такими мерами взрослых, дети утрачивают доверие к ним. Это может случаться и когда дети не видят мира между родителями, наблюдают в их отношениях подозрительность, ревность, упрёки. Из таких детей вырастают люди, которые не умеют доверять — и строят такие же семьи.

Я общаюсь с подростками и знаю, что в распавшихся браках единицы не осуждают при детях второго родителя. Это ошибка, в любой негативной проблеме есть зерно назидания и утешения для ребёнка. Надо искать позитив в каждой ситуации, результатом будет опыт и вера в Промысл Божий. Важно научить ребёнка, что всё не случайно, что надо доверять Богу. Когда мы начнём надеяться на Него, вокруг будет меньше зла, нас будет окружать более здоровая среда.

Детей нужно учить, что мир — это творение Божье, и в нём надо искать правды. Правда — это Господь, а вот всё, что от человека, может быть обманчивым, потому что люди могут ошибаться. Ложь лучше назвать именно ошибкой, поскольку ошибки можно исправлять. Надо учить адекватно воспринимать, что ошибаться могут и взрослые, и родители, и дети. Чтобы совершать меньше ошибок, надо верить в Бога, развиваться, учиться, совершенствоваться.

Искушения современного мира

Сейчас есть ещё одна опасность со стороны взрослых — это искажение истории, выворачивание правды наизнанку. Как в этой ситуации быть, сказать сложно. Конечно же, надо стараться доносить до детей правду. Возможно, эту миссию возьмут на себя воскресные школы. Современный мир очень изменчив, грань между добром и злом стёрлась до предела. Факты подтасовываются под интересы людей, для которых главное — это материальная выгода. Мораль давно оттеснена на задний план, даже в воспитании главной целью становится выращивание успешного человека, лидера, который будет прежде всего зарабатывать.

Считается, что купить можно всё, даже судьбы и души людей. Технологии ничем не гнушаются, обман обычно спрятан в красивую упаковку, и потребляют его с удовольствием. Прежние идеалы — быть честным, слово держать, защищать слабого — уступают место другим: надо быть успешным, современным, получать от жизни всё. Сейчас везде на первом месте лозунг «ты — личность». Однако со всеми вызовами сегодняшнего дня личности предлагается справляться самой. Государство перестало защищать людей, многие с трудом выживают. Результат какой? — молодёжь в желании выжить уезжает заграницу, чтобы там добыть себе хлеб. Это огромная проблема. Самое тяжкое, что это всё связано с ложью: именно она покрывает все меркантильные интересы.

Надо учить детей видеть, где ложь и где правда. Истина возможна только в Боге. Научим детей жить с Богом — значит, научим их тем самым жить в мире, они буду искать Царствия Божия и делать добрые дела, не обращая внимания на вызовы, которые бросает им общество, мягко обойдут все острые углы. Надо учить их при всех сложностях жизни оставаться людьми.

Воспитание кровных и приёмных детей

Своих кровных детей мы воспитывали, не сталкиваясь с какими-то особыми проблемами. Они впитывали то, что видели: наш образ жизни, семейный уклад. У нас были свои традиции: обедали и ужинали вместе за одним столом, во главе — папа и мама, дети рассажены по старшинству. Мы придерживались принципа не «всё лучшее детям», а «всё должно быть по чину», и это закладывалось как норма. У детей в итоге родилось уважение к старшим, не было никаких обид.

Когда взяли приёмных, то ужаснулись. Я до того был такой наивный, думал: любовь всё исправит. Дети — это чистый лист, в каждого можно вложить столько доброго! Это неправда, наследственность есть, и она очень сильно влияет на человека. Малыш только начинает жить и общаться, но в нём уже есть хитрость, обман. Научиться самым простым вещам — считать, писать, стихи запоминать — им трудно, а вот сквернословить, обижать, драться — запросто.

Я человек верующий и помню, что написано в Евангелии: плохое дерево не может приносить добрый плод. Но я считаю, что для того и существует садовник, чтобы срезать это дерево в определённом месте и привить к нему хороший росток, который будет давать добрые плоды. Этот садовник — Господь Бог, а мы, родители, как инструмент в Его руках. Мы надеемся, что Его безмерная любовь исправит этих детей, которые всё-таки постепенно меняются. Но, к сожалению, то, что заложено на генетическом уровне, исправить очень сложно. Важно характер не сломать, но исправить, отшлифовать, чтобы этот человек стал полезным для общества. Это сложно. Надо постоянно беседовать, приводить примеры, объяснять — надо трудиться.

Противоположные принципы

Что касается доверия или недоверия ко взрослым, то в отношении кровных и приёмных детей ситуация складывается зеркальная. Свои привыкли к тому, что их окружают добрые люди, и потому приходилось объяснять им, что мир не настолько добр, насколько им кажется. В нём надо быть осторожным. Приёмные дети, наоборот, видели такое, что многим взрослым и не снилось. Как сказала одна из моих дочерей, когда я спросил у неё, помнит ли она детдом: «А что мне вспоминать? Как меня били и держали сутками в углу?» Этих детей пришлось учить обратному: что мир не так плох и зол, как им довелось увидеть, что в нём много добра и много взрослых, которые их не обидят. Мы учим их ценить общество, которому можно доверять, где люди могут быть добрыми друг к другу. Когда дети попадали из детдома к нам домой, они поначалу хватали всё, что могли, набивали карманы хлебом и конфетами, прятали еду под подушку. Конечно, пресекать такое поведение было нельзя, но мы пытались объяснять: «Деточки, это всё — наше, общее, всем можно пользоваться. Только предупреждайте нас, что берёте». Конечно, к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход, однако главная задача взрослых — создавать ситуации доверия, потому что со злом эти дети столкнулись очень тесно.

Конечно, сейчас наша жизнь изменилась: вместо обсуждения духовных тем или предстоящих праздников мы за общими встречами разбираем детские ошибки, учим их быть сдержанными. Они порой говорят: по какому праву эти взрослые вмешиваются в нашу жизнь? — имея в виду учителей и директоров их школ. Приходится рассказывать, что эти взрослые ответственны за них, и по этой причине их надо уважать и слушаться, а старшие, в свою очередь, должны уважать и учить их, детей. Словом, показываем, в чём они ошибаются относительно взрослых и того общества, в котором живут и учатся.

 

Не перегибать палку даже в хорошем

Надо учить детей верить в Царствие Небесное, если это получается — человек меняется в корне, но здесь важно не перегнуть палку, не впасть в крайность и фанатизм. Это может привести к страхам: «Скоро Страшный Суд, так зачем жить? Я не хочу, мне ничего не надо». Знаю девочку, которая начиталась и наслушалась такого, и дело чуть не дошло до страшной анорексии. Надо, чтобы дети не потеряли интерес к жизни. Во всём важна золотая середина. Детям нужен досуг, надо и на природу вывозить, и на качелях катать, и разрешить в интернете немножко посидеть. Конечно, всё надо контролировать, потому что в случае с интернетом у них нет иммунитета от той грязи, которой там много.

Деликатность, мудрость, авторитет

Родителям важно помнить: самое главное — ваш авторитет у детей. Без этого в семье невозможно. Они копируют вас, подражают. Будете добрыми — и они такими вырастут. Будете доверять миру — и они станут доверчивыми. Будете обозлены — они и это переймут. Важно ни в коем случае не подорвать доверие детей к вам. Будьте честными даже в малом.

Несдержанные обещания приводят к тому, что вам не будут верить, в итоге не будут верить и всем вокруг. Разочарованные дети будут во всех видеть неправду, в итоге такие или становятся радикальными активистами, или прячутся в алкоголь и наркотики. Пообещал что-то ребёнку? — лопни, но сделай.

Приобщайте их к жизни семьи, её задачам. Не к проблемам, а именно задачам, потому что проблемы пугают, у ребёнка может развиться страх, уныние, а то и желание уйти из этой жизни. Надо идти вперёд вместе, поддерживать друг друга, и тогда у вас вырастут сильные духом дети, способные противостоять лжи и злу окружающего мира.

 

Протоиерей Вадим Ильчук

Беседовала Екатерина Щербакова

 

Джерело:  http://gorlovka-eparhia.com.ua

Додати коментар
Подiлитися: