Навiгацiя

Церковний календар

Новини / Высота любви великой княгини Елизаветы Феодоровны / Высота любви великой княгини Елизаветы Феодоровны

Высота любви великой княгини Елизаветы Феодоровны

09.05.2019

О равной  любви ко всем

Помню, когда я только пришел в храм, был уверен, что каждый стоящий здесь человек относится ко мне как к родному и близкому, каковым является и для меня. Помню, как я удивлялся, что, подходя к старушкам с добрым приветствием, сталкивался с подозрениями. А девушки, с которыми я знакомился как с сёстрами, считали, что я с ними заигрываю. Но эти неудачи не остановили меня, потому что в том же храме находились и удивительные люди (все они были женщинами-подвижницами), которые относились ко мне как к своим собственным детям. Это всегда вдохновляло и окрыляло, как может вдохновить и окрылить одна только любовь.

В современном мире, да и среди многих церковных людей, слово «любовь» относится, как правило, только к отношениям мужчины и женщины. Между тем Христос, придя на землю, основал не множество самозамкнутых счастливых семей, но Церковь, где все могут обрести друг друга. Из Нового Завета мы знаем: «Ты, Отче, возлюбил их… как Меня». То есть Бог Отец любит каждого из нас как Бога Сына. А Бог Сын любит каждого из нас как Бога Отца, не делая никакой разницы, не деля любовь на степени и виды. Апостолы часто повторяют слова о необходимости подражать Христу. Конечно, прежде всего Ему следует подражать именно в любви, ведь когда мы дороги не в полную меру, нам всегда тяжко и горько. Одна девушка говорила, что одиночество – это когда ты окружен друзьями, у каждого из которых есть кто-то, кто им дороже, чем ты. Знать, что тебе достаётся некая второсортная любовь, всегда очень больно. Настоящая же любовь не делится на степени. Христос никогда не считал, что святые Ему дороже других людей. Исаак Сирин даже говорит, что у Бога одна любовь и к Ангелам в раю, и к грешникам в аду. Всё дело в том, что те и другие по-разному реагируют на любовь Божественную. «Нелепо думать, что грешники в аду лишаются Божьей любви», – пишет Исаак Сирин.

В раю все будут иметь только такую, равную ко всем любовь. Но и здесь, на земле, величественные души умеют и мужа, и сына, и друга, и брата во Христе любить одинаково.

При этом сердце не делится на части, но всецело достаётся каждому дорогому человеку. Каждый так же дорог, как все, как и для Бога каждая душа так же дорога, как все души вместе.

Равная любовь ко всем необходима и монахам, и женатым в равной мере. Вспомним слова Василия Великого: «Разве не для вступивших в браки написано Евангелие?».

Пример такого отношения – святая княгиня Елизавета. Она и к мужу, и к убийце своего мужа имеет равное чувство любви. Об убийце она заботится даже больше, ведь если он не раскается, его душа может погибнуть, а святая не желает гибели человека.

Конечно, такую высоту любви невозможно стяжать без труда. Эту любовь необходимо постоянно охранять от пристрастия, то есть от страстного отношения к человеку. Любовь очищается молитвой, исповедью и причастием и возвышается добрыми делами, причём не обязательно великими. Василий Великий говорит, что не великие дела угодны Богу, а великая любовь, с которой они делаются.

Бог, великий и удивительный, разливает свой свет по всему огромному миру. Но свет этот, который на небесах и в сердцах святых являет себя как великая слава, на земле существует во всём простом и добром, потому что доброе всё – от Бога. Мир пронизан Богом, являющим Себя в мелочах: словах приветствия, облаках, мире душевном, который может прийти к хорошему человеку даже от переписки с товарищами в интернете. Святой Варсонофий Великий говорит: «Бог радуется о всякой красоте», в независимости от того, большая это красота или малая. И чашка чая, согревающая душу, и улыбка близкого человека, и отражения неба в осенней луже – от Бога и Богом полнится. И счастлив всякий, кто может найти эту красоту в том, что равнодушному кажется «просто жизнью».

Преподобный Гавриил (Ургебадзе) пишет: «Бог от нас требует сердце. Но без добрых дел ты не сможешь отдать сердце Богу». Без добрых дел невозможно отдать его и своему близкому человеку. Поэтому любовь не существует без дел, как и настоящая вера без них не бывает.

Насколько в любви пристрастие, настолько она мучительна для человека, потому что человек тогда хочет обладать и владеть. По мере очищения любви от пристрастия человек начинает не только относиться чисто, но и ещё на земле жить как в раю. По отношению к любимым он чувствует слова, произнесённые некогда Юрием Визбором: «Мне бы только знать, что где-то ты живёшь, и, клянусь, мне большего не надо».

Любовь сама по себе есть блаженство. Но для этого нужно всегда стараться, чтобы в любви был Христос. Чтобы мы всегда любили Им, в Нём и о Нём. Тогда мы на опыте переживём слова святого Иустина Сербского: «Насколько Евангелие вносится в жизнь, настолько жизнь становится раем».

Блаженны милостивые

Моя подруга Лариса Б. как-то рассказала о своей знакомой – учительнице английского языка. Та ходила в храм, но её там обидели, и она вообще перестала надолго туда ходить. А потом стала снова ходить и сказала Ларисе, что именно Лариса явилась для неё светлым примером настоящего христианства, благодаря чему она вернулась в церковь. Вот так много может сделать светлый и смиренный человек одним своим присутствием.

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) говорит: «Своей добротой, своей лаской и приветливостью, своим милосердием вы можете и должны светить в этом мире. Всякий малый свет угоден Богу».

И каждый из нас ищет именно того, кто утешит, поймёт, возьмёт в своё сердце. Брать другого человека и его боль в сердце и есть милосердие. Именно в этом заключается милость, которая так важна каждому человеку.

Милость – проявление любви, и она всегда являет себя в каких-то добрых делах, например, в помощи несчастным, больным, одиноким и обиженным. Те, кто в жизни не делают ничего подобного, удивляются, как можно, например, посещать больных в больнице. Но те, кто занят волонтёрским служением, не понимают, как без этого вообще можно жить, настолько добрые дела соприродны душе человека. Испытать это может каждый. Подайте милостыню в несколько десятков гривен, купите бедной старушке картошку – и вы сами почувствуете, как тихий свет разливается по вашему сердцу.

Это, конечно же, не случайно. Христос говорит, что то, что мы сделали ближнему, мы сделали и Ему. И он скоро вознаграждает за помощь брату, даже если эта помощь очень мала.

Помогающему важен тот, кому он помогает. И так исполняется заповедь о любви.

Приведу пример. Однажды княгиня Елизавета должна была приехать в приют для маленьких девочек-сирот. Все готовились достойно встретить свою благодетельницу. Девочкам сказали: «Войдёт великая княгиня, вы все хором: ‟Здравствуйте” – и целуйте ручки». Когда Елизавета Фёдоровна переступила порог, она услышала хор детских голосов: «Здравствуйте и целуйте ручки!» – и все протянули свои ручки княгине. Воспитательницы ужаснулись: что же будет! Но великая княгиня, прослезившись, подошла к каждой из девочек и всем поцеловала ручки, а потом утешала сконфуженную директрису.

Утешитель всегда словно мама для того, кого он утешает. Я заметил, что как бы ни было больно и грустно, но если тебе звонит тот, кому тоже больно, Господь всегда даёт благодать достаточную, чтобы вселить надежду в того, кому сейчас грустно.

Милость может проявиться и в послушании. Так, жена, которая, послушавшись мужа, готовит ему обед, хотя и сама устала, – это тоже пример милости, ведь этого добра могло и не быть.

Милость и добро являют себя по-разному. Однажды в храме я познакомился с удивительным благодатным дедушкой. Он был ласков со всеми как с родными внуками, и для каждого у него находилось доброе слово. Он попросил меня написать имена моих друзей, чтобы мог молиться о них. Я был поражен такой быстротой его любви. Это была действительно любовь с первого взгляда, которую дедушка распространял на всех людей, не деля их на знакомых и незнакомых.

А некоторые мои подруги терпят все обиды, которые наносят им мужья. Эти девушки кротко говорят, что сами должны любить, а требовать от мужей любви не должны. Таким удивительным отношением они постепенно и приводят мужей к хотя бы малой любви. И это исцеляющее присутствие рядом тоже великая милость.

Милостивый готов всё терпеть сам, только чтобы не страдали другие. Мне рассказывали о неком удивительном дедушке Михаиле, который много помогал людям. В тяжелые времена из деревень ездили в город и меняли продукты на вещи. Так и случилось в с. Петровском, где жил Михаил. Собрались мужчины на телегах и оправились в путь. Не доезжая до леса, они увидели волчицу, бежавшую им навстречу, а за ней вдалеке стаю волков. Дедушка Миша сказал ребятам, чтоб они ехали дальше, а сам остался, ожидая волчицу. Когда она подбежала поближе, Михаил начал с ней разговаривать, ругая её, чтоб она не бегала возле людей. Она послушалась, повернулась и пошла в лес, уводя за собой остальную стаю.

По молитвам Михаила случались исцеления людей в его деревне. Однажды он приехал к святому Иоанну Кронштадтскому, чтобы рассказать о себе. И святой Иоанн благословил Михаила на помощь людям.

После революции, когда раскулачивали людей и садили в тюрьмы за веру, дедушка не остался незамеченным. Его посадили в тюрьму, призывали отречься от Бога, но у Михаила даже в мыслях такого не было. Он молил лишь об одном, чтоб Господь послал ему Евангелие. В один день его перевозили из одной тюрьмы в другую, он сидел на вокзале, к нему подошла женщина, обращаясь по имени, и отдала просимое, говоря, что это Евангелие осталось от бабушки, а её прислал Ангел Хранитель, показав путь к нему. Евангелие до сих пор бережно хранится.

Этот случай говорит о том, что и милующему человеку бывает очень важно, чтобы его утешали и миловали. Это делают другие милующие люди, ведь «какою мерою мерите, такою же отмерится и вам». Утешение милующих людей – это сам Христос, Который не ложно сказал: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Милостивый, по слову Григория Богослова, словно Бог для страдающего человека. Не думайте, что если вы не можете делать великое, то малое ничего не значит. Ценна всякая помощь. Моя подруга как-то сказала, что в течение времени, когда она была беременна и потом сидела с  малышом, не могла посещать больных, а пыталась только утешать людей по телефону. Я напомнил ей слова Иоанна Златоуста: «Никакое добро, как бы маловажно оно ни было, не будет пренебреженно Судьёю Праведным».

По себе знаю, сколь важно доброе участие людей в моей жизни. Одна моя подруга рассказал мне такую историю. Как-то после того, как она помогла психологически многим людям, ей было тяжко, слезы капали из ее глаз. Тогда она подумала, что позвонит человеку, который её утешит. И от одной этой мысли ей стало так светло и радостно, что не было нужды уже и звонить. Так, наверное, всегда бывает, когда кто-то чувствует, что любим… И в этом тоже блаженство милующих.

Милостивый и добрый своим добром вносят благодать в отношения между людьми. Они нарушают закон эгоизма и делают торжествующим и явным Царство Небесное на земле.

Святой Амвросий Оптинский говорит: «В жизни сей нужен сочувственный взор, ласковое слово, нужно сознание, что нас любят и нам верят, нужно то, что в мире самое редкое и самое великое сокровище – сердце внимательное».

И без такого сокровища, без золотого сердца милующих людей, было бы невозможно никому жить на свете. И если верно это по отношению к нам, то и мы можем подарить красоту отношений многим стоящим рядом с нами и ждущим, так долго ждущим любви.

Артем Перлик

 

Джерело:  http://pravlife.org

Додати коментар
Подiлитися: