Навiгацiя

Церковний календар

Новини / Почему в субботу пятой седмицы Великого поста мы празднуем Похвалу Пресвятой Богородицы / Почему в субботу пятой седмицы Великого поста мы празднуем Похвалу Пресвятой Богородицы

Почему в субботу пятой седмицы Великого поста мы празднуем Похвалу Пресвятой Богородицы

14.04.2019

Мне кажется, что Суббота Акафиста неразрывно связана с Крестопоклонной Неделей. На утрене Крестопоклонной Недели (когда проходит половина поста) из алтаря износится крест, чтобы мы, взирая на страсти Господни и лобызая Честное и Животворящее Древо Креста Господня, укреплялись в дальнейшем прохождении поста. Вот и в конце пятой седмицы Церковь нас продолжает укреплять в спасительном крестоношении Святой Четыредесятницы. Остался финальный рывок. В следующие выходные начинается пролог к Страстной седмице… Воскрешение святого Лазаря Четверодневного. Верхушка иудейского общества выносит приговор Христу – смерть. Господь на ослике совершает Свой Вход в Иерусалим на вольную страсть. И дальше – кровавый пот, оплевания, заушения, прободения – Голгофа. Время ужасающего, очистительного и спасительного созерцания человеком страдающего Бога – своего Спасителя.

Кто же нас может укрепить на этом пути? Конечно, Пресвятая Богородица. Она стояла у креста. Ей оружие прошло душу. Она по воле Своего Божественного Сына усыновила в лице святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова все человечество.

И Ей мы поем акафист, чтобы Она нас укрепила взойти на вершину Великого поста, войти в Страстную седмицу.

У этого праздника есть конкретно исторические предпосылки. Дело в том, что Дева Мария неоднократно спасала константинопольцев от различных нашествий: от авар, персов, скифов, наших предков славян-язычников. Причем это совершалось крайне удивительным образом. По всем земным параметрам столица Византийской империи должна была пасть под натиском чужеземных войск. Ничто земное уже не могло спасти ее. И тогда народ во главе с патриархом, клиром и царем становились на бдение, на молитву. Очень часто это совершалось во Влахернском храме, где находились риза и пояс Пресвятой Богородицы. Православный народ совершал всенощное бдение. Именно во время одного из них блаженный Андрей Юродивый видел Пресвятую Богородицу, Которая распростерла над молящимися Свой Материнский Покров.

Отсюда, кстати говоря, и пошло слово акафист, что в переводе с греческого языка обозначает «неседальная песнь», потому что во время всенародной скорби на всенощном бдении Божьей Матери молились стоя. И первым акафистом в истории был именно акафист Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе». Почему мы называем Деву Марию Взбранной Воеводой? Потому что Она ратоборствует наших врагов. А что касается Константинополя, то Божья Матерь неизменно приходила на помощь византийцам и спасала город.

Вот и в дни Великого поста мы просим Пресвятую Богородицу, чтобы Она укрепила нас в борьбе с невидимым полчищем диавола и бесов, с нашими внутренними страстями и распростерла над нами Свой Материнский Покров, Который, как поется в акафисте, шире облаков!

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Иерей Андрей Чиженко

 

Джерело:  http://pravlife.org

Додати коментар
Подiлитися: