Навiгацiя

Церковний календар

Новини / Новая рождественская сказка / Новая рождественская сказка

Новая рождественская сказка

24.12.2018

Известный  православный подвижник Софроний Сахаров говорил, что жизнь и чудеса древних святых обычно кажутся людям чем-то невероятно далёким от их повседневности и жизни. Один студент замечал по этому поводу: «Я не то чтобы не верю в Бога, но Он кажется мне таким нереальным». Совсем другое дело, когда, казалось бы, древний сюжет разворачивается в наше время и древние чудеса оживают в век компьютеров и мобильных телефонов.

Таков фильм «Новая рождественская сказка», отснятый в 1988 году по мотивам сказки Чарльза Диккенса «Рождественская песнь», сюжет которой известен всякому в англоязычном мире не только читателю, но и зрителю. Этот сюжет, наверное, один из самых невероятных по силе воздействия на читателя и зрителя, силе, побуждающей человека к перемене.

Сюжет таков. Наступает Рождество, но у некоторых людей мысли о празднике вызывают только раздражение. Таков Фрэнк Кросс – он богат и абсолютно равнодушен ко всему, кроме собственных денег. Он владелец собственного телеканала, безжалостный и хладнокровный бизнесмен с очень жестоким чувством юмора.

На Рождество его посещают три духа, которые дают ему шанс увидеть, что его жизнь проходит впустую, что каждый его прожитый год – это, с точки зрения вечности, всего лишь кладбище загубленных часов. У поляков есть поговорка: «С понедельника по пятницу, с восьми до пяти – и так до самой смерти». И человек, живущий в этом ритме, умножающий пустоту и суету, оправдывает себя, что все вокруг так живут. А у Фрэнка есть ещё одно оправдание – такая жизнь приносит ему огромные деньги, и потому он считает возможным не считаться ни с кем и ни с чем, не пытаясь с кем-то дружить или завести семью, считая, что он в любой момент может всё это купить.

Древний мудрец Василий Великий отмечал, что враг рода людского не может сделать ад привлекательным, но он делает привлекательной дорогу туда. Так и Фрэнк считает себя чуть ли ни самым удачливым и успешным, но на Небе видят, что он с каждым днём всё больше и невозвратно теряет в себе то, что даёт нам право именоваться людьми. Замечает это и любящая его девушка Клэйр Филипс, с которой он не решился связать свою жизнь десять лет назад, а теперь только раз в год звонит ей по старой памяти.

Ему даётся шанс всё исправить и возможность остановить собственное расчеловечивание, но изменить свою жизнь можно лишь деятельной добротой. А на это нужно решиться. И Фрэнк никогда бы не нашел в себе сил к перемене, но ведь для того у нас есть друзья, которые верят в нас и видят нас такими, которыми нас задумал Бог. Такова в жизни Фрэнка любящая его Клэйр. Она помогает ему понять, что его огромные деньги лишь тогда будут способны принести радость, когда он станет тратить их на других.

И Фрэнк меняется. С ним происходит то, что древние подвижники называли переменой ума. Он вдруг начинает оценивать свою жизнь не по тому, что он может съесть, приобрести и спрятать в карман, а кому на земле он может помочь обрести радость. Фрэнк начинает раздавать и дарить. И так снова становится человеком.

Фильм нельзя смотреть и не плакать, но, как говорил волшебник Гэндальф из толкиновского «Властелина колец»: «Не говорю ‟не плачьтеˮ, ибо бывают и отрадные слёзы». Но это знают лишь те, кто устал жить жизнью, недостойной того, чтобы её прожить, и обратился к Богу, Который вправду может сделать нас настоящими, обновить наше сердце и воскресить нашу радость и доброту.

Антуан де Сент-Экзюпери, автор «Маленького принца», в одном из своих романов писал, как он ехал на поезде и смотрел на людей, которые были заняты мелочным и мелким. Они обсуждали зарплаты, цены, пенсии, сплетничали,  будто для того нам дан бесценный дар речи. Все их мысли, говоря языком Библии, «были зло во всякое время» (Быт. 6:5) хотя бы потому, что в их сердцах и мыслях не нашлось места для Неба и высоты. И даже мужья, сутулые и угрюмые, не смотрели на своих жен с восторгом и благодарностью за то, что вот эта самая прекрасная из всех женщин согласилась стать его вечной спутницей. Им было всё равно, и они не смотрели в окна на красоту, окружавшую их.

Экзюпери созерцал всё это с болью о людях, но знал, что достаточно прикосновения Неба, достаточно их хотя бы малого стремления подняться над заботами земными – и они тотчас ощутят Божью близость и будут постепенно исцелены, потому что «один лишь Дух, коснувшись глины, творит из неё Человека».

Артем Перлик

 
Додати коментар
Подiлитися: