Навiгацiя

Церковний календар

Новини / Почему святого апостола Андрея Первозванного можно считать нашим духовным отцом? / Почему святого апостола Андрея Первозванного можно считать нашим духовным отцом?

Почему святого апостола Андрея Первозванного можно считать нашим духовным отцом?

13.12.2018

Те́мже и мы́, возве́дше о́чи на́ша
к тебе́, Андре́е богому́дре,
я́ко к нача́льному благове́стнику
на́шего спасе́ния, воспису́ем
ти́ похва́льная сия́…

Икос 7 акафиста святому Андрею Первозванному

Есть такое замечательное выражение святого первоверховного апостола Павла, написанное им святому апостолу от семидесяти Филимону об апостоле Онисиме, бывшем некогда рабом у Филимона: «Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих…» (Фил. 1:10).

Какие чудесные слова!

Апостол Павел говорит об Онисиме как о сыне, потому что он наставил его в основах Христовой веры, просветил его, как говорится в житии святого Онисима. И крестил его. Первоверховный употребляет термин «родил». Что может быть ближе, роднее и нежнее этого? Родил к вечной жизни, ко спасению в Господе нашем Иисусе Христе…

Так и мы зачастую испытывает глубокую признательность и сыновье чувство к нашим духовным отцам, которые нас родили во Христе.

Но также для нас, украинцев, русских и белорусов, есть общий духовный наш отец, родивший всех нас во Христе. Это святой апостол Андрей Первозванный. Не случайно еще один день памяти вышеупомянутого святого – 28 июля, когда Церковь празднует Крещение Руси. Часто даже можно увидеть икону святого апостола Андрея и святого равноапостольного князя Владимира, которые утверждают на нашей земле крест. Именно эти два человека (вместе со святой равноапостольной княгиней Ольгой) стояли у истоков отечественного православия.

И мы, восточные славяне, можем сказать, что наша Церковь также имеет апостольскую преемственность, которую мы получили от Константинопольской Церкви. И на наших землях непосредственно был один из двенадцати апостолов. Тот, который первый был призван Христом на служение. Наша земля была благословлена апостолом Андреем. Об этом прямо говорится в произведении преподобного Нестора Летописца «Повесть временных лет»: «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: ‟Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквейˮ. И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород…» А в труде «Подвиги и страдания святого Апостола Андрея Первозванного» святителя Димитрия Ростовского говорится о пребывании апостола на киевских горах еще и то, что, «взойдя на горы, святой благословил их и водрузил крест, предвозвещая принятие народом, обитавшим здесь, веры от своей Апостольской кафедры, основанной в Византии». 

Т. е. мы видим, что святой был на нашей земле. Он общался с нашими предками славянами, водрузил здесь крест и благословил своим апостольским благословением землю сию и народ наш. Разве это не прекрасно?! Разве это не должно вводить нас в священный трепет, в радость благоговейную от того, что Господь, как нежный любящий Отец Небесный, заботится о нас, имея Промысл о нашем спасении?

Сегодня в научных кругах много споров о том, «был или не был апостол Андрей выше греческих городов северного Причерноморья?». Приводятся доводы, аргументы рациональные.

Но, как мне кажется, здесь нужно оставить место чуду и ввериться свидетельствам святителя Димитрия Ростовского и преподобного Нестора Летописца. Ведь они святые, а значит и через них лился глагол Божий. И их свидетельство разве не глагол Божий?

А православие – это чудо. Не могла Дева родить и остаться Девой, но родила Спасителя и осталась. Должна была Пресвятая Богородица идти с благовестием Евангелия в Грузию, но Божьей волей             оказалась на Афоне. И святые апостолы никак не могли на Успение Девы Марии прибыть в Иерусалим. Но прибыли. Как? Облачка принесли. И само Воскресение Христово разве не чудо? Разве не великое торжество над диаволом, смертью и грехом. Чудо и Торжество.

А голову, на мой взгляд, иногда надо не только включать, но и выключать, чтобы остаться где-то внутри себя тем евангельским ребенком, которого ласкает Сам Христос.

И как дивно в Священной истории все переплетено. Святой апостол Андрей некоторое время пребывал в Крыму, проповедуя в городе Херсонесе (руины находятся на территории современного Севастополя). В 861 году именно здесь святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий начинают свой великий труд по созданию славянской азбуки.

И именно на тех горах, которые благословил святой Андрей, произрастает великий град Киев, где принимает крещение целый народ, где благодать Святого Духа сошла в таком щедром изобилии, утверждая храмы и монастыри, став мощным толчком для развития восточных славян. Они, находившиеся  на грани духовной гибели, воскресли с Божьей помощью для вечной жизни. Может быть, это великое и святое дело свершилось еще и потому, что о нас у престола Божия молился и продолжает молиться святой апостол Андрей Первозванный.

Сегодня Киев в частности и Украина в общем переживают тяжелые времена. Но если всмотреться в глубь истории, так было почти всегда. Почему же? Мне кажется, потому что Киев – святое место. Это «Сион» восточных славян, как говорится в акафисте святому апостолу Андрею Первозванному. Это наш «Иерусалим». Здесь мощно забил родник животворной веры, разлившийся на тысячи километров Руси.

Посмотрим на историю Святой Земли и Иерусалима в частности. Они не знали мирных времен. Да и сейчас там неспокойно, потому что диавол всегда старается надругаться над святыней, уничтожить ее или хотя бы увести побольше людей от ее животворных родников, пытаясь извратить истину. Эта война идет тысячи лет. И мы в ней духовные солдаты, не против человека, но против греха и диавола.

Имя Андрей переводится с греческого языка как «мужественный, храбрый». Так будем же с Божьей помощью мужественными в стоянии в истине, ведь если Господь в I столетии прислал к нашим диким языческим предкам святого апостола Андрея, значит Он и сейчас, в столь трудное время, не оставит нас.

Мы находимся под апостольским омофором святого апостола Андрея Первозванного. И его апостольское благословение, горящее сквозь тысячи лет, продолжает огненным сияющим ключом отверзать нам небеса.

Он благословил наш народ, нашу землю, провидя, что в недрах этого народа взаимная любовь Бога и славян родит прекрасную и Святую Церковь, в которой спасались, спасаются и, дай Бог, будут спасаться тысячи святых. Это Украинская Православная Церковь. Она имеет апостольское благословение святого апостола Андрея Первозванного. Нет сведений о том, что он здесь, в этом диком краю (в те давние времена), совершал хиротонии. До этого было еще очень далеко. Но как апостол, как посланник Божий он прозирал будущую Церковь и благословлял Ее. В годину испытаний останемся же верными чадами Матери-Церкви! Будем же стоять в истине, которую исповедовал святой Андрей! Это основа нашего спасения, духовного и телесного здравия народа и залог процветания общества.

Незамутненная денежно-политическими страстями истина – чистая, небесная и сияющая, как звезда, как величайший дар Бога и его святого посланника духовного отца восточных славян апостола Андрея Первозванного.

С праздником, дорогие братья и сестры!

Святый апостоле Христов Андрее, моли Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко

 

Джерело:  https://pravlife.org

Додати коментар
Подiлитися: