Навiгацiя

Церковний календар

Новини / Святыми дорогами нашей земли. О внутреннем паломничестве / Святыми дорогами нашей земли. О внутреннем паломничестве

Святыми дорогами нашей земли. О внутреннем паломничестве

25.10.2018

Украина богата такими местами, куда может приехать православный христианин и в какой-то мере удовлетворить свои духовные потребности, утолить духовную жажду, выражаясь языком церковным. Три Лавры, сотни монастырей и тысячи разнообразных храмов по всей стране. О многих из них мы не знаем или незаслуженно забыли, и теперь вновь возникла необходимость восстановить «связь времен», увидеть и осознать, наследниками какой богатой традиции мы являемся. Вот почему сегодня такое значение приобретают паломнические поездки по святыням нашей страны.

Посещение любого монастыря оказывает благотворное влияние на душу, на ход мыслей человека. И не только потому, что очутившись вдали от городской суеты попадаешь в маленький рай и оазис, в котором все ухожено, упорядочено и красиво. Здесь время идет по-другому, и, попадая за стены обители, можно проникнуть в другое измерение, где выходят на первый план совсем другие вещи, чем в обычной жизни. В святых местах как будто расходятся облака и благодаря какому-то невидимому свету проясняется сознание, человек больше задумывается о Боге, вечности, о своей жизни. Намоленное место, как часто говорят, совсем не образное выражение, а буквальное, и это можно прочувствовать только во время того, как стопы паломника дойдут или доедут до святых мест.

Восхождение и продвижение

Паломничество – неотъемлемая часть духовной жизни христианина, да и религиозного человека вообще. Многие знают, что нынешнее слово паломник произошло от старого слова пальмовник, что в свою очередь стало производным от латинского palma – «пальма». На протяжении многих веков христианства самым важным паломничеством являлось паломничество в Святую землю, а пальмовая ветвь всегда была символом встречи Христа, согласно евангельскому повествованию, встречи Господа жителями Иерусалима. В древнем Израиле также осуществлялись массовые паломничества евреев в Иерусалимский храм по случаю больших праздников. Самым длинным паломничеством, хотя и вынужденным, можно назвать сорокалетнее путешествие Моисея в пустыне на пути к Земле обетованной. Паломничество у евреев на иврите עֲלִיָּה, – алия, буквально «восхождение, продвижение, повышение». Очень интересное значение, в котором соединяются и движение, и возвышение, подъем, как в физическом смысле, так и в духовном. Отправляясь в странствия по святым местам, паломники совершают алию ле-рэгель, рэгель на иврите – «нога». Человек своими ногами должен дойти до святыни, и этот путь в виде духовной работы, порой усталости, помогает верующему человеку доходить до истины. Физическое движение и усталость только отображение внутреннего процесса паломника. Исследователи истории древнерусской литературы выделяют такое слово, как хожение, или хождение – традицию путешествий в страны православного Востока и фиксацией таковых в виде путевых записок, отчетов и воспоминаний. В Западной Европе паломников и странников называли пилигримами. Для всех паломников разных времен и народов смысл путешествия был не в достижении конкретного пункта, а в самом пути, который воспринимался подарком, ниспосланным от Господа.

В какой бы степени мы ни углубились в духовную, религиозную жизнь, на которой бы из ее ступеней ни находились – или в самом начале, или уже живя в интенсивном молитвенном ритме – согласитесь, что этот процесс – всегда движение. Движение по направлению к Богу. Паломничество, путешествие к святыне, является физическим воплощением этого духовного пути и движения. Оставляя всё привычное и понятное нам, ежедневное и обыденное, паломник начинает движение с одной особой целью – чтобы поклониться Богу на особенном месте Его явления, которое называют святым местом.

Красота наших монастырей

Паломничество – христианское название религиозного путешествия, и если мы говорим о паломничестве внутреннем, то соответственно малое путешествие на протяжении одного или нескольких дней. Но малое оно всего лишь в сравнении с большим путешествием по времени и расстоянию, но по сути любое паломничество является большим делом и знаменательной частью жизни отдельного человека. Если кто бывал в Святогорской Лавре и Почаеве, в скальных монастырях Крыма и Буковины, уникальных соборах Одессы и древних храмах Чернигова, тот никогда этого не забудет, такое паломничество останется в его памяти на всю жизнь. Но кроме известных и излюбленных мест паломнических маршрутов сколько существует старинных и новых монастырей, храмов на Полтавщине и Сумщине, на Черкасчине и Киевщине! Даже бывалый паломник, который годами посещает те или иные святыни, не перестает удивляться разнообразию и уникальности православных монастырей и храмов, в изобилии расположенных по всей территории Украины. Многое силами монашествующих восстанавливается и там, где еще вчера было поле или руины, стоят красавцы соборы. Блеск куполов с крестами виден издалека, и звон колоколен раздается на многие километры вокруг. Все это заставляет трепетать душу любого паломника.

Все паломники разные

В последнее время из уст священников и церковных людей слышится пренебрежительный термин – православный туризм, мол, катаются туда-сюда без толку, а надо все правильно делать. Правильным, по их понятиям, означает одеться в длинные юбки до пят, на всех службах побывать, ходить с грустным видом, не расставаться с молитвословом и т. п. Молитва – это самое главное для христианина, но нельзя ему регламентировать свое вдохновение или духовное озарение. Если у человека получается молиться в конкретном монастыре – слава Богу, если в этот момент ему хочется побыть одному, осмотреть обитель, то это его право проводить паломничество так, как он считает нужным, и в таком состоянии, в каком он пришел. В чужой монастырь со своим уставом не ходят, точно так же душу человеческую может понять только сам человек и Бог, и никто иной.

В древних традициях паломничеством вообще считалась поездка более 10 дней, но тогда и время было другое. В нашем стремительном мире и один день, который человек посвятит духовному, стоит многого, и это нужно ценить и уважать. Французское слово туризм (от tour (прогулка, поездка)) означает путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха в познавательных целях. А что может быть лучше, когда работающий человек, мирянин, свой выходной день посвятит не походам по магазинам и валянию на диване у телевизора, а узнает о новом монастыре и хотя бы несколько раз искренно помолится и попросит Бога о своем личном? На мой взгляд, нужно с уважением относиться ко всякому отправляющемуся в паломничество, даже если он еще достиг какого-то понимания тех вещей, которые понятны инокам или людям, многие годы находящимся в Церкви.

Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность были связаны со святынями, предложенными в паломническом маршруте. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, некоторые находят здесь себе духовников.

Часто людей приводят к подобным путешествиям эстетическое чувство и любовь к архитектуре, истории, в частности церковной, а какими они вернутся – удовлетворившими свое любопытство экскурсантами или укрепившимися в вере православными христианами, – зависит от того, что с ними произошло во время посещения святыни. Откроются сердце и ум к восприятию слова Божия или останутся они закрытыми – в этом тайна каждого человека. Православное паломничество может мягко и гармонично сочетать и светские, и духовные интересы. Его трудно назвать отдыхом для тела, но можно назвать отдыхом для души.

Рука помощи монастырям

Посещая монастыри и храмы различных регионов, человек обогащается опытом, к нему приходит понимание того, чем дышит Церковь. У думающих людей раздвигается горизонт и складывается полная картина жизни своих единоверцев. Более того, появляется возможность участвовать в жизни любой обители не только молитвенно, но и помогать в виде малых частных пожертвований. Особенно нуждаются в этом отдаленные и «нераскрученные» монастыри, находящиеся вдали от трасс, городов и непопадающие в популярные маршруты. А ведь зачастую они и являются самыми интересными и впечатляют паломника своей простотой и открытостью. Каждая гривна, на которую куплены свечи, иконы, книги, памятные сувениры, пожертвования за молитвы, идет на благо созидания конкретного места. И результатом этого являются реставрация и строительство храмов, больших и малых, келий, часовен, колоколен, за эти пожертвования существует братия, и на финансы рассчитывают, чтобы кормить бедных. Паломнические группы похожи на живой ручеек, который не дает засохнуть. И дело тут не в деньгах, а в поддержке и общении, в единстве монашествующих и мирян. И кто кому больше нужен, только Бог знает.

Все паломники в «одной лодке»

Паломничество может быть индивидуальным и семейным, но чаще всего бывает групповым. Как правило, в него отправляются люди подготовленные, воцерковленные, и лучше всего, когда это происходит с участием прихода под руководством священника. Он может послужить небольшой молебен, принять исповедь, ответить на вопросы. К группе с наличием священнослужителя в монастырях чаще идут навстречу, и паломникам могут позволить чуть более, чем обычным посетителям. Есть фирмы, которые занимаются паломническими поездками, и здесь большей частью многое зависит от организатора таких поездок, его опыта и духовной составляющей.

Во время паломнической поездки группа людей становится одной семьей, и чем дольше длится паломничество, тем больше люди становятся ближе друг другу. Цель паломнических поездок не в новых дружественных контактах, хотя это прекрасная вещь для многих горожан, страдающих одиночеством, а в общении. Люди поддерживают друг друга в трудностях, обогащают друг друга взаимным общением, ведь паломничество – это особое духовное действие, когда человек прилагает определенные усилия, достигает духовных высот, каждый в свою меру и по силе своей веры. Конечно, современные паломники обычно путешествуют с относительным комфортом, никто не глотает пыль на дороге и не стаптывает несколько сапог по пути, но любое путешествие подразумевает затрату физических и моральных сил. От паломников требуются определенные усилия и дисциплина, когда личное жертвуется во благо общественной пользы. Человек в поездке терпит бытовые неудобства и при этом начинает глубже относиться к жизни, испытывает благодарность за самые простые вещи. Ведь даже простая монастырская трапеза после дневных трудов воспринимается иначе, чем в повседневной жизни, а вода из монастырского колодца кажется настоящей живой водой. И это не самовнушение, а понимание того, что пищу нам подает Бог и съесть кусок хлеба можно с благодарностью к Нему. Это бесценный опыт, и человек, который не приобрел его, не сможет по-настоящему оценить, что такое паломничество.

Одна из важных причин, препятствующая паломничеству, – финансовый вопрос. Ни для кого не секрет, что даже поездки по стране требуют определенных затрат, а если это регулярные посещения святынь, то для них понадобится уже значительная доля личного или семейного бюджета. И в период экономического кризиса выбор в пользу паломничества вместо какого-то приобретения можно также назвать жертвой. Для паломничества важны решительность, надежда на помощь Божию, но если средств на сегодняшний день не хватает, то нужно со смирением принять сей факт и верить в то, что подарки судьбы непременно будут. Главное – не унывать и не завидовать другим, и Бог поможет при условии собственного трудолюбия.

О пользе для души

Все такие невеликие труды вознаграждаются великим утешением – миром и радостью, чудом исполнившихся заветных желаний, разрешением казавшихся неразрешимыми вопросов, новым пониманием простых истин. Это плоды паломничества. Из паломнической поездки по святым местам человек возвращается преображенным, обновленным, преисполненным надежд и духовно окрепшим. Пусть немного, но другим. В паломничестве каждый обогащается новыми возвышенными впечатлениями, поднимающими его над суетой повседневной жизни.

Общение с паломниками убеждает в одном: для всех паломничества становятся важным благотворным фактором в их жизни. Многие свидетельствуют о том, что такие поездки стали для них неким рубежом, переступив который они лучше стали понимать себя, своих близких, а христианские Таинства воспринимать как неотъемлемую часть своей жизни. И каждое новое паломничество становится новой ступенью к новым открытиям и преобразованию внутри себя.

Андрей Герман

Джерело:  http://pravlife.org

Додати коментар
Подiлитися: