Навiгацiя

Церковний календар

Новини / Одиночество и его преодоление / Одиночество и его преодоление

Одиночество и его преодоление

07.10.2018

– Важная осенняя тема – одиночество. Постараемся выяснить, откуда появляется это чувство?

– Одиночество как состояние человека может возникать у разных людей. Наиболее частая причина в том, что человек живёт вне любви, вне старания любить другого.

Японская средневековая писательница Сэй-Сёнагон говорила, что самое страшное на свете – это никому не быть нужным, а самое дорогое – быть нужным.

Современная культура и цивилизация приводят к отчуждению людей друг от друга. По современному представлению: человек человеку – бревно.

Отчуждение и несродность вследствие утраты людьми чувства сродности с Богом – особенность навязываемой нам и принимаемой многими западной культуры.

Одна девушка, живущая в Америке, рассказывала, что у неё умерла мама и она поделилась горем со своими американскими подругами. Те, выслушав её, спросили: «А больше у тебя ничего не случилось?».

А Евгений Евтушенко, попав в  больницу, ужаснулся тому, что медсёстры не имеют никакого сочувствия к больным, а смотрят на них только как на объект своей работы.

Такое отношение не случайные моменты, оно пронизывает всю  цивилизацию.

Так, Дейл Карнеги предлагает манипулировать собеседником, играя на его страстях, особенно на страсти тщеславия. Это действительно удаётся, потому что люди всё-таки ждут человечности от другого, а в результате многие лицемерят и ищут только своей личной выгоды. Бог, источник любви, становится неродным.

– Почему говорят: если человек одинок, значит он жил только для себя?

– Это бывает далеко не всегда. Одиноким может себя чувствовать и человек, который много лет ходит в храм. Дело в том, что каждый из нас создан так, что полноту блаженства может испытывать, только когда его любит Христос или люди стараются любить в полную силу своей души. Душу человека не насытить малым. Она всегда скучает по Христу и любви божественной. Поэтому и христианин, сталкиваясь с неподлинным отношением, может страдать от одиночества. И всё-таки христианину легче, потому что у него есть хоть несколько человек, которые его любят так, как будто они его мамы.

– Что делает человека одиноким, отделяет его от Бога и ближних?

– Сергей Довлатов пишет: «Самое большое одиночество – в толпе». Множество людей в городе, но все равнодушны друг к другу. Каждый ищет только своей минутной пользы и не выходит за пределы эгоизма. Ко всему этому примешиваются ещё и страсти, которые современникам кажутся естественными желаниями человеческой природы, но на самом деле они ввергают человека в одиночество, провоцирующее оторванность от Бога, Источника жизни. Это самое мучительное из одиночеств, но его современное общество даже сформулировать не может, потому что не знает ни о Боге, ни о богообщении. Одиночество касается многих людей, даже семейных, потому что большинство семей сложилось по страсти, не как Таинство, но как сожительство тел. Души супругов при этом не раскрываются, потому что боятся встретить непонимание.

Преодолеть одиночество может тот, кто ступит за стену своего эгоизма. Проблема одиночества внутренняя, она не связана с наличием друзей напрямую. Но большинство людей ищут своего и именно поэтому не находят своего.

– Можно прочесть, что одной из серьезных причин внутреннего одиночества является привычка осуждать. Осуждающий человек, где бы он ни оказался, всегда недоволен своим окружением. Но как бороться с такой привычкой?

– Каждый человек, если он только будет внимателен к своей жизни, заметит множество неправд, которые он допускает по отношению к самым близким и дорогим людям. Самое трудное на земле – по-настоящему любить то, что любишь. Если человек это поймёт, он меньше будет хотеть осуждать. Святые люди, которые, казалось бы, имеют право осуждать остальных, этого никогда не делают.

Когда к старцу Виталию Сидоренко обратилась одна женщина и сказала: «От меня потом воняет» – он поправил: «Не воняет, пахнет».

Чтобы избавиться от осуждения, нужно понуждать свою душу жалеть тех, кого мы хотим осудить, при этом молиться Богу, чтобы избавил от осуждения, и каяться в этом грехе на исповеди в храме.

– Причиной нашего духовного одиночества могут стать также самомнение и своеволие. Что же это за качества, которых стоит остерегаться?

– Самомнение и своеволие происходят от гордости. А гордый человек не будет доволен даже в раю потому, что он не желает преклониться.

Гордый не чувствует себя виноватым, а других не считает лучшими. Поэтому гордый не любит. Чтобы любить, надо увидеть другого лучшим, чем ты сам. А без любви не бывает радости.

Философ Татьяна Горичева пишет: «Кубинский поэт Хорхес Вальс, просидевший 25 лет в тюрьме, на вопрос папы "Вы страдали?" ответил "Нет. Только Господь страдал, наши страдания ничто перед Его страданиями". Еще он сказал: "Если бы я 5 лет провел в тюрьме, я бы мог еще думать, что осужден невинно. Но я сидел 25 лет, и я знаю, что я виноват". Как противоположна эта истина о человеческой душе современной западной установке – повсюду находить неудобства, быть вечно недовольным и постоянно обвинять кого-то: общество, капитализм, бюрократию, только не самих себя».

– Есть такие люди, которые, казалось бы, не созданы для одиночества. Они успешны во всем, умны, общительны, но все же остаются одинокими. Почему?

– В романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» есть такой эпизод:

«– Но больше всего… я все-таки люблю наблюдать за людьми… Мне хочется знать, кто они, чего хотят, куда едут… Иногда я подслушиваю разговоры в метро… И знаете что?
– Что?
– Люди ни о чем не говорят.
– Ну как это может быть!
– Да-да. Ни о чем. Сыплют названиями – марки автомобилей, моды, плавательные бассейны – и ко всему прибавляют: «Как шикарно!» Все они твердят одно и то же…».

Одиночество  чаще всего рождается в человеке потому, что он пуст, и внешние обстоятельства здесь роли не играют. Человек очень часто трудится, чтобы не задавать себе вопрос, зачем он живёт. Помните знаменитый вопрос экзистенциалистов: «Что такое жизнь и стоит ли она труда быть прожитой?».

Я помню, до прихода в Церковь у многих думающих людей было чувство, что каждый день проходит напрасно. И это чувство нельзя было ничем сгладить, убрать, изменить. Оно свидетельствовало о том, что жизнь не причастна вечности. А после прихода в Церковь это чувство сменялось ощущением ненапрасности каждого дня.

Блаженный Августин так говорил об этом: «Ты создал нас для Себя, и беспокойно мятется сердце наше, пока не упокоится в Тебе».

– Как преодолеть одиночество, какие первые шаги необходимо сделать?

– Один человек смущался тем, что в храме, куда он ходил, почти никто никому не был нужен. Люди практически не общались, не дружили и были равнодушны, а иногда и враждебны к нему. Он стал ходить в другой храм, потом в третий, но везде было то же самое – почти полное и всеобщее равнодушие. Тогда этот человек решил помочь кому-то, кто в храме так же одинок, как и он. Для этого он выбрал старушку и начал ей помогать: носил продукты, готовил, общался и через некоторое время стал замечать, что в храме всё же есть добрые люди, которые полны любви к другим. Чтобы это увидеть, человек должен был сам начать делать добро, первым протянуть к другим руки через пустоту…

– Иногда, даже когда все хорошо, окружают близкие люди, которые тебя любят и которых любишь ты, в жизни все, казалось бы, благополучно, но на душе какая-то пустота, одиночество. Почему так происходит?

– Об этом можно говорить много, но я скажу коротко – так происходит потому, что человек не молится. Молясь, человеческая душа дышит Богом, чего не бывает без храма и без молитвы.

Одна девушка, недавно пришедшая в православие, заметила: когда она по утрам читает молитвенное правило, то свой день ощущает как причастный вечности, а когда не читает, ничего подобного не испытывает.

– В Евангелии сказано, что если человек оставит отца, мать, родственников, то обретет гораздо больше, чем у него было. Святые искали одиночества, уходили в пустыню, скрывались от людей в лесах. Но для чего? Какая польза от одиночества?

– Сейчас я скажу нечто, что покажется странным. Святые, уходившие в пустыню, никогда не искали одиночества. Быть одиноким не свойственно человеку. Господь говорит: «Не хорошо быть человеку одному». И всё же некоторые святые уходили из мира. Для чего? Чтобы наедине с Богом покаянием исцелить свою душу от зла, чтобы полюбить всех людей Христовой любовью, чтобы каждый человек стал дорог, как бог после Бога.

Среди святых есть такая семейная пара – Галактион и Епистимия. Они жили в 250 году в Римской империи. В молодости пара заметила, что в их отношениях много страсти, но слишком мало того, что зовётся любовью евангельской, которая не мыслит ближнему никакого зла и ни в чём не огорчает его. И они ушли в монастырь: она в женский, а он в мужской. Галактион и Епистимия решили всю жизнь на земле учиться любить ради того, чтобы в раю познать любовь чистыми сердцами. Они погибли от варваров, но их идея поразительна.

Наша жизнь не оканчивается со смертью, и человек на земле должен научиться любви, которая не желает обладать и владеть другим.

Вначале нам кажется, что в мире много боли и страданий, но с Богом всё оборачивается радостью, а страдания становятся испытанием.

И Бог не только Сам радует нас, Он посылает в нашу жизнь людей, которым мы нужны. Это – Церковь, где люди друг другу нужны, где люди в любви Христа и в лице любимого человека, которым становится каждый. А любимый человек – это рай, единственно подлинный и верный.

Артем Перлик

 

Джерело:  http://pravlife.org

Додати коментар
Подiлитися: