Навiгацiя

Церковний календар

Новини / Анатомия жадности / Анатомия жадности

Анатомия жадности

29.09.2018

Драконы и гномы

Недавно я читал «Хоббита» Толкиена, поэтому при слове «жадность» у меня в голове возникают два образа: дракон Смог (или Смауг) и гном Торин Дубощит. Первый не знал, что ему с богатством сделать — оно ему просто было нужно само по себе. Второму было плохо оттого, что у него этого богатства нет. Это два разных типа жадности, и Толкиен показывает, насколько каждый из них губителен.

Человек становится жадным не внезапно. Нужно с детства учить делиться, это очень важно, потому что Спаситель говорил: «Блаженнее отдавать, нежели принимать» (Деян. 20:35). Чем раньше мы это поймём, тем лучше.

 

Сердце скупца несвободно

Любой грех — это противоположность добродетели. Жадность может проявляться не только в отношении чего-то материального, но во всех сферах человеческого существования. Святые отцы говорили, что даже расточительность не так губительна, как скупость. Расточительный человек просто не умеет распоряжаться своими доходами, а жадный не хочет учиться щедрости, он не готов расставаться с тем, что у него есть.

Грехов, порождаемых жадностью, очень много. Один из самых главных и губительных — окаменелость сердца, когда человек неспособен к жалости и сочувствию, потому что это требует внимания к другому, какой-то жертвы. Чтобы поделиться, сделать, помочь, нужно что-то отрывать от себя, совершить усилие. Жадный человек не умеет этого, в его организме нет такой функции.

Сердце скупца несвободно: поскольку он всю жизнь только потреблял, отдать кому-то что-то для него противоестественно. Именно поэтому чем раньше мы начнём избавляться от жадности, тем лучше. Ведь иначе боль близкого будет нам непонятна, потому что мы полны другим.

Священное Писание о жадности

«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (10-я заповедь, Исх. 20:17).

«Корыстолюбец ублажает себя» (Пс. 9:24).

«Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс. 61:11).

«Корыстолюбивый расстроит дом свой» (Притч. 15:27).

«Преисподняя и Аваддон — ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие» (Притч. 27:20).

«У ненасытимости две дочери: „давай, давай!“» (Притч. 30:15а).

«Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это — суета!» (Еккл. 5:9).

«Не добро богатство человеку скупому» (Сир. 14:3).

«За грех корыстолюбия его Я гневался и поражал его, скрывал лице и негодовал; но он, отвратившись, пошел по пути своего сердца» (Ис. 57:17).

«Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих, — вы, которые говорите: «когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви, а высевки из хлеба продавать. Клялся Господь славою Иакова: поистине во веки не забуду ни одного из дел их! Не поколеблется ли от этого земля, и не восплачет ли каждый, живущий на ней?» (Амос 8:4-8).

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19-21).

«Далее [Иисус] сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство» (Мк. 7:20-23).

«При этом [Иисус] сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:15-21).

«Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9:6-7).

«Любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5:5).

«Чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь — мститель за все это» (1Фес. 4:6)

«Корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6:10).

«Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5).

Деньги в матраце, или Жадность не знает логики

Не вспомню точно, где именно читал историю об одной старице, которую все почитали чуть ли не как святую. К ней приезжали за советом, духовной помощью, просили молитв. Когда она умерла, стали разбирать оставшиеся после неё вещи, чтобы как-то распорядиться ими. Каково же было удивление, когда в матраце этой женщины обнаружились зашитые деньги — очень большая по тем временам сумма. Она по своей душевной немощи копила их и прятала. Человек не мог расстаться с деньгами, которые ему были не нужны, которые не мог никак потратить, а ведь они могли помочь стольким людям! Их можно было отдать куда угодно, сделать множество добрых дел. Во все времена для этого есть множество возможностей. Однако жадность — духовный недуг, который не признаёт логики.

 

Богатый не значит щедрый

Не надо думать, что к щедрости располагает только богатство. Порой люди говорят: вот были бы у меня деньги, я бы жертвовал. Мы не можем знать, как будем себя вести, если у нас вдруг появятся значительные средства.

Есть такая притча: жил один человек, который работал в руднике. Он был беден, но это не мешало ему делиться с ближними тем малым, что он имел. Один старец, видя жизнь этого человека, стал просить Бога послать ему богатство. «Уверен ли ты в нём, чтобы просить об этом?» — спросил его Бог. «Конечно, Господи! Ты посмотри на него! Это же удивительной щедрости человек!» — ответил старец. На следующий день этот землекоп пошёл в рудник и нашёл там кучу золота. Тогда он впервые не открыл двери своего дома: нужно было пересчитать обретённое богатство.

Через время он стал самым богатым человеком в своём селении, а ещё позже — вельможей в Александрии. Его жизнь настолько замкнулась в удовольствиях и развлечениях, что о бедных он даже не вспоминал. Слухи об этом дошли до старца. Желая в них удостовериться, тот отправился в большой город, где попытался встретиться с тем, о ком молился. Несколько дней пришлось ему ждать аудиенции. Тогда старый праведник понял, что сделал, и стал молиться об обратном. В итоге вельможа впал в немилость, утратил, что имел, и вернулся к привычной жизни.

Это я к чему? — некоторые говорят: мне бы деньги, я бы жертвовал и онкобольным детям, и Церкви помогал. А может, и не помогал бы. Мы не знаем, как станем себя вести в тех обстоятельствах, в какие не попадали.

Святые отцы о жадности:

«Воздержные, целомудренные, пламенеющие верою, люди строгого образа жизни, со скромными нравами не в состоянии бывают противостоять только этой болезни» (свт. Григорий Нисский).

«Пристрастившиеся к деньгам неизбежно бывают и завистливы, склонны к клятвам, вероломны, дерзки, злоречивы…» (свт. Иоанн Златоуст).

«Сребролюбец есть страж своего имения, а не владелец; раб, а не господин» (свт. Иоанн Златоуст).

«Кто стал служить маммоне, тот уже отказался от служения Христу» (свт. Иоанн Златоуст).

«Имение сребролюбца нередко разделяют между собою многие, а грехи, сделанные им из-за этого имения, уносит с собою он один» (свт. Иоанн Златоуст).

«Будем же пренебрегать деньгами, чтобы не пренебречь своей душой» (свт. Иоанн Златоуст).

«Невозможно, чтобы кто-нибудь понес то и другое — и богатство и крест» (прп. Симеон Новый Богослов).

«Не только тот сребролюбец, который на самом деле всяким способом собирает богатство и хранит у себя, не уделяя требующим, но и тот, кто хотя не собирает и не имеет, но ненасытно желает его» (свт. Тихон Задонский).

«Эта несчастная страсть не от бедности, а скорее сознание бедности от неё» (свт. Григорий Палама).

«В нас не должно быть алчности. Мы не должны помышлять о том, что имеем право взять сколько мы хотим, а другому пусть не останется ничего. Чем больше люди удаляются от естественной, простой жизни и преуспевают в роскоши, тем больше увеличивается и человеческая тревога в их душах. А вследствие того, что они все дальше и дальше отходят от Бога, они нигде не находят покоя» (прп. Паисий Святогорец).

 

Не принуждать к щедрости

Жадность начинает проявляться с детства. Сейчас говорят, что не надо ругать ребёнка, если он не хочет делиться, потому что он «отстаивает свои границы», «имеет на это право». Но это не значит, что можно не обращать внимания на то, что ребёнок жадничает, и не учить его щедрости! Как же, в таком случае, он будет выстраивать отношения с другими людьми? Есть евангельские слова: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»(Мф. 7:12). Если не научим детей делиться, им потом будет очень сложно. Но это не значит, что нужно заставлять делиться.

  

Был у меня случай в детстве, когда я ещё ходил в детский сад. Нас попросили: «Дети, принесите завтра вашу любимую игрушку». Сказали — я принёс. Это был мой любимый разноцветный попугай. Думал, нужно будет просто показать, но нам сказали: «Дети, ведь после вас придут другие ребята, нужно оставить ваши игрушки им!» Представляете, как было обидно?

Ребёнку нужно объяснять, что делиться можно, это хорошо и радостно. Не надо заставлять отдавать последнее, а вот поделиться пополам — дело отличное.

Пословицы о жадности:

Скупому душа дешевле гроша.

Жадность ведёт к бедности.

Скупой (жадный) платит дважды.

Что скупому в руки попало, то и пропало.

Добрый хозяин — господин деньгам, а плохой — слуга.

 

Снова о милостыне

Лучшим средством борьбы с жадностью всегда считалась милостыня. У святых отцов мнения относительно неё делятся: одни говорят, что милостыню надо давать всем. Даже если у вас её попросит принц на белом коне — дайте ему. Вторые учат, что рука с милостыней должна вспотеть, что к ней нужно относиться рассудительно. Эти точки зрения не противоречат друг другу. Господь говорит: «Просящему у тебя дай»(Мф. 5:42), — то есть просящему именно у тебя, а не любому просящему. Если же вы хотите дать милостыню (то есть у вас не просили, но вы хотите), то не давайте первому встречному, а подождите. Нужно увидеть человека, который действительно нуждается, а уж потом давать.

Человек должен понимать, что у него в душе. Надо анализировать себя, свои чувства. Когда отдавать не хочется, напала жадность — тогда лучше дать вопреки этому чувству. Если же отдавать не жаль, то лучше обратить внимание на того, кому вы даёте. Есть люди, для которых пользование чужой добротой — это бизнес, они вовсе не нуждаются, просто зарабатывают так. У меня был случай в Киеве, в лавре. Подходит человек и просит: «Дай пятьдесят гривен!» Отвечаю: «У меня нет», — а он не верит. Предложил ему пять — он говорит: «Что мне твои пять гривен! Ты пятьдесят дай!»

Конечно, бывают и противоположные случаи. Есть у нас в городе человек, который действительно нуждается в финансовой помощи, так вот он ни разу не просил денег просто так. Он приходит и говорит: «Батюшка, мне бы хлебушка. Чем вам помочь?» Такому хочется помочь просто так, совершенно безвозмездно. Когда же просят, как в первом случае, то можно и «пожадничать», ведь ваша милостыня не пойдёт на пользу.

 

Не бойтесь отдавать!

С жадностью нужно начинать бороться как можно раньше. Поначалу она может проявляться совсем незаметно. Сколько людей страдают накопительством, скольким из нас тяжело расстаться с вещами, всё кажется — а вдруг они ещё пригодятся, ещё послужат! Бывает ещё, что человек не считает себя жадным, потому что без жалости тратит деньги на себя, на потребности своей семьи, а вот перевести пару сотен гривен в какой-нибудь благотворительный фонд всё время что-то мешает. В этом случае к жадности подключается лень. Жадность, как и другие грехи, не приходит одна.

Я иногда читаю Ивана Ильина. В одном из трактатов он пишет, что нужно научиться расставаться с вещами, которые дороги, потому что в могилу их не заберёшь. Не бойтесь отдавать!

Каждый человек, если он христианин, должен задумываться о смысле всех материальных благ. Авраам Линкольн сказал однажды, что мы на земле имеем право переживать лишь о том, за что готовы понести ответ в вечности. Глубокие слова, правда? Так что же мы заберём в вечность?

Святые отцы о борьбе с жадностью

Твёрдо решиться служить Господу: «Если воздействует на тебя сребролюбие, твердо отвечай ему верным словом: „написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи“ (Мф. 4:10)» (прп. Исидор Пелусиот).

Доверять Ему: «Неверующий в Божественное Промышление опирается на богатство своею надеждой. Такой, хотя слышит слова Господа, что „удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие“ (Мф. 19:24), ни во что вменяя Царство Небесное и Вечное, вожделеет к земному и преходящему богатству. Даже если этого богатства еще и нет в руках, тем самым, что его вожделеют, оно приносит величайший вред» (свт. Григорий Палама).

Всегда подавать милостыню: «Знаю многих, которые постятся, молятся, воздыхают, являют всякого рода не безубыточное благочестие, но не дают ни монеты нуждающимся. Какая же для них польза от прочих добродетелей? Их не примет Царствие Божие» (свт. Василий Великий).

Не разбираться, кто и для чего просит у тебя: «Благотвори бедному доброхотно, без мнительности, сомнения и мелочной пытливости, памятуя, что ты в лице бедного благотворишь Самому Христу. Знай, что милостыня твоя всегда ничтожна в сравнении с человеком, этим чадом Божиим» (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

Делать противоположное тому, чего требует жадность: «Делай совершенно противное тому, чего она просит: напала скупость, — скорей будь щедр» (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

Учиться с достоинством терять: «Не бойся оскудения ни в чем, ибо прежде ты не имел ничего — теперь же имеешь и если не имеешь — будешь иметь» (свт. Димитрий Ростовский).

Благодарить Бога за то, что имеешь: «Не гонись за многим, но будь благодарен за малое. Ибо все, что здесь добудешь и что приобретешь, останется на земле» (свт. Димитрий Ростовский).

Чаще вспоминать о смертном часе: «Не сопровождает человека имущество его в час смерти, отходит и исчезает при дверях гроба» (прп. Ефрем Сирин).

Любовь к стяжанию не свойственна нашей душе, поэтому с ней легче бороться, чем с остальными страстями: «Другие страсти насаждены в человеческой природе как бы врожденные, они имеют в нас начала… А страсть сребролюбия извне навязывается душе, оттого легче можно пред остеречься и отвергнуть её» (прп. Иоанн Кассиан Римлянин).

Не копить денег даже для милостыни: «Не говори, что собираешь деньги ради нуждающихся, ибо и две лепты вдовицы купили Царство Небесное» (прп. Иоанн Лествичник).

 

О мшелоимстве, гаражах и подарках

Есть такой грех — мшелоимство. Бабушки в нём часто каются. На вопрос: «Что это значит?» — обычно отвечают: «Я не знаю, так в молитвослове написано». Так вот, мшелоимство — это собирание ненужных вещей. Я думаю, те люди, которые жили в частном секторе или у которых был гараж, понимают, о чём я. Порой в таком гараже может находиться всё — кроме машины. Зачем? — на всякий случай. Мы не избавились от той болезни, что была у наших дедушек, когда всё собирали и ничего не выбрасывали, хотя сейчас что угодно можно купить в ближайшем магазине. У нас бывают попытки навести порядок, выкинуть половину ненужного, но — нет, переложили вещи с места на место, полочку освободили — и на том всё. Часто люди говорят: «А я не знаю, куда и кому отдать». Да куда угодно! Хоть в детский дом, хоть в детский сад, хоть в храм.

 

 Мысль о том, что в могилу ничего не заберёшь, должна помочь нам справиться со скупостью. Нужно сначала вынуть бревно из своего глаза, а потом уже смотреть, кто и как жадничает. Когда начинаешь заниматься своей душой, становится всё равно, что там у других — со своим бы разобраться. Не стоит говорить, что тот или иной — скряга, лучше вспомнить о своих вещах, которые стоят «для мебели». Мы могли бы отдать их и стать блаженными, обрести радость от совершения доброго дела.

Какая радость — дарить подарки, видеть счастливые глаза человека! Сейчас всё чаще дарят деньги, но это ведь не подарок. Выбрать то, что человеку нужно, что принесёт радость — это требует труда, внимания, времени. Это покажет, как я отношусь человеку. Получается, что порой мы можем быть щедрыми в плане денег, но скупыми на внимание, время, заботу, любовь.

 

Чем питается ваша жадность?

Бороться с жадностью можно двумя способами. Первый — понуждать себя к щедрости. Второй — развивать в себе неравнодушие к людям в целом, ведь жадный человек сосредоточен на себе и равнодушен к окружающим. Если же начнём отдавать, то потом придёт исцеление через благодарность от тех, кого мы радуем. К нам придёт радость от совершаемого добра, от щедрости. А потом уже приходит радость бескорыстная, которая не ждёт даже благодарности.

Бывает как: люди щедры не потому, что им радостно отдавать, а потому, что зависят от благодарности. Один человек ищет необычный подарок, чтобы доставить радость, другой руководствуется мыслью: «А я такое найду, какого никто не найдёт!» Это уже гордыня. Жадность может питаться самыми разными грехами: и эгоизмом, и гордыней, и тщеславием, и равнодушием. Важно найти, чем именно питается ваша жадность, и, исходя из этого, её преодолевать. На этом пути человеку может помочь священник — и Евангелие.

Царствие Небесное усилием берётся. Оно — для тех, кто понуждает себя. Тот, кто к этому не привык, туда не попадёт. Если человек понуждает себя делиться вопреки своей скупости, это очень ценно. Для христианина делиться естественно. Когда мы встречаемся со Христом, тогда нам легко отдавать и дарить.

Библия даёт ценные советы, как избавиться от жадности:

Не возвращаться за оставленным: «Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, нищему, сироте и вдове, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всех делах рук твоих. Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собою ветвей: пусть остается пришельцу, сироте и вдове. Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою: пусть остается пришельцу, сироте и вдове; и помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему я и повелеваю тебе делать сие» (Втор. 24:19-22).

Подавать тем, кто просит у тебя — путь к богатству, а вовсе не наоборот: «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк. 6:38).

Не требовать ничего назад: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад» (Лк. 6:30). «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35).

Делать это добровольно: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9:6-7).

Учиться быть довольным немногим: «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего» (1 Тим. 6:6-11).

 

Главное — начать

Первый шаг — самый трудный. Нужно заставить себя сделать его. Это как с диетой. Как похудеть? — есть надо меньше. Как? — начать меньше есть. Через три недели уже будет радостно от того, что организм освободился от лишнего. Постепенно он перестанет замечать, что я себя в чём-то ограничиваю, он привыкнет так жить. Так и со щедростью: нужно только начать.

Человеку важно осознать, что он в целом потребляет гораздо больше, чем ему нужно. Еды, информации, эмоций, удовольствий, ресурсов. Мы живём по принципу «после нас хоть трава не расти». Нужно осознать: мне надо гораздо меньше, чем я привык. Это никак не повлияет на качество жизни — нужно только потреблять чуть-чуть меньше.

Бездумное потребление, забота только о собственном комфорте — это тоже жадность, из-за которой возникают серьёзные экологические проблемы нашей планеты. Всего-то нужно вовремя выключать свет и не тратить бездумно воду — и это уже будет забота об окружающем мире и его будущем. Ведь ту воду, которую я не использовал, может использовать кто-то другой. Такая скупость — к себе потребляющему — полезна. Нужно чаще вспоминать слова апостола Павла: «Всё мне позволительно, но не всё полезно» (1 Кор. 6:12).

 

Быть человеком

Вообще, всем просто необходимо читать апостола Павла. Он был и беден, и богат, но ничто не владело им. Можно быть и в богатстве, и в бедности, но оставаться выше этого, оставаться человеком. Не случайно патриарх Сербский Павел всегда призывал к этому: «Будем людьми!» Нам не дано выбрать страну, город, эпоху, в которых мы родимся, но мы всегда можем выбрать, будем ли мы людьми. Если будем стремиться к этому, если научимся проявлять благоразумие, сдерживать себя, жертвовать и делиться, тогда мы по чуть-чуть начнём отмывать свой образ человека — тот образ, который нам даровал Господь.

В заключение хотел бы пожелать всем тем, кто чувствует в себе действие обсуждаемого сегодня греха, однажды испытать радость от дарения не по понуждению, а от веления сердца. А себе пожелаю захотеть подарить кому-нибудь один из своих заварочных чайников.

Записала Екатерина Щербакова

Сайт Горловской и Славянской епархии

 
Додати коментар
Подiлитися: