Навiгацiя

Церковний календар

Новини / Что такое вещий сон и как к нему относится Церковь? / Что такое вещий сон и как к нему относится Церковь?

Что такое вещий сон и как к нему относится Церковь?

04.07.2018

Однако в Священном Писании имеются свидетельства и несколько иного характера. В Ветхом Завете неоднократно говорится, что посредством сна Господь открывал Свою волю пророкам и другим избранникам. К ним можно отнести патриархов Авраама (см.: Быт. 15:12), Иакова (см.: Быт. 28:12), Иосифа (см.: Быт. 37:6), а в более позднее время – пророка Даниила (см.: Дан. 7:1). Суть подобных видений очень хорошо раскрыта в Книге Иова, где акцентируются их исключительная важность и значение для самого человека: Господь говорит «с людьми во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей… тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от задуманного дела и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» (Иов 33:15–18). В Новом Завете также имеются упоминания о сновидениях, ниспосланных от Бога. Это, прежде всего, видения Иосифа Обручника, которому Ангел являлся во сне и сообщал о готовящемся покушении на Богомладенца Христа, а также сон жены Пилата, в котором она, как сообщает об этом евангелист Матфей, «страдала за Христа» (см.: Мф. 27:19).

Но в то же время Божественное Откровение не всегда отзывается о человеческих сновидениях столь положительно, предостерегая человека от безрассудной веры в увиденное во сне. В Книге пророка Иеремии сказано: «Вот, Я – на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь» (Иер. 23:32), и несколько далее пророк продолжает: «Да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся» (Иер. 29:8).

По словам святителя Филарета Московского, «сюжетная линия» сна может иметь не всегда безобидное происхождение: «сновидения различны. Они могут происходить от различных состояний тела, особенно нервов, от сердца, мыслей, воображения, каковы сии наяву, и, наконец, от влияний духовного мира: чистых, смешанных и нечистых. Дабы определить достоинство сновидения, потребно многое испытание». А преподобный Исаак Сирин говорит более конкретно: «Иногда враг, под видом откровений от Бога, изводит прелесть свою и в сновидениях показывает что-либо человеку… и делает все, чтобы прийти в возможность мало-помалу убедить человека и хотя бы несколько привести в согласие с собою, чтобы человек предан был в руки его». Следовательно, доверчивость снам может привести человека к весьма пагубным последствиям.

Согласно мысли святых отцов, человек всегда должен испытывать то, что приходит к нему извне, в том числе – и посредством сновидений. Однако в силу несовершенства своей духовно-нравственной природы человек самостоятельно не может отличить сон от Бога от бесовского наваждения. И потому, по словам блаженного Диадоха Фотикийского, следует вообще не верить никаким снам: «Если, держась сего правила, мы иногда не примем такого сновидения, которое послано будет нам от Бога, то не погневается за это на нас любвеобильный Господь, ведая, что мы дерзаем на это из опасения бесовских козней».

При этом голос церковного Предания единогласно осуждает стремление к толкованию сновидений и гаданию по ним. Человек, чрезмерно уделяющий внимание своим сновидениям, рано или поздно придет к суеверию, а в результате – и к неверию в Бога. Для таких людей, к сожалению, определяющим фактором в жизни станет не воля Божия, выражающаяся через голос Церкви, а то, что им будет навеяно во сне. Доверяя снам больше, чем Богу, человек будет продолжать удаляться от единственного спасительного пути, ведь именно в соответствии с тем, как будет растолковано то или иное сновидение, и будет выстраивать свою деятельность, становясь, по сути, марионеткой в руках темных сил.

Андрей Музольф

 

Джерело:  http://pravlife.org

Додати коментар
Подiлитися: