Навiгацiя

Церковний календар

Новини / О двух свободах человека / О двух свободах человека

О двух свободах человека

22.06.2018

Всякий верующий человек, любящий Писание, хорошо знает священную радость тех светлых моментов, когда Господь прикасается к сердцу и какая-то новая красота вдруг открывается в давно знакомых текстах Библии. В эти благословенные минуты привычные слова оживают, расцветают разными смысловыми оттенками, и трудящийся получает достойное вознаграждение, погружаясь в глубину «богатства и премудрости и ведения Божия» (Рим. 11:33).                                                                                       

Но не меньшее, а может быть, и большее значение имеют те мгновения, когда взгляд задерживается на строчках, уже ставших частью сокровищницы личного опыта. Это то, что уже когда-то было пережито, осмыслено, проверено, доказано самой жизнью. Такие места Писания заставляют остановиться, вспомнить прошлое и прославить Бога за Его непостижимую милость и неисчислимые дары. С каждым годом копилка таких мест Писания, опытно прожитых, должна пополняться все более и более. Евангелие, пройденное жизнью, и образует со временем духовный опыт жизни во Христе, подвигающий нас благодарить Бога за все – и за победы, и за поражения.                      

Думается, что апостольское чтение нынешнего воскресного дня для всякого церковного человека как раз и является именно таким, в какой-то степени пройденным участком внутреннего пути. Ведь апостол Павел говорит о двух состояниях, которые всем нам, пришедшим в Церковь, уже должны быть знакомы.

Первое состояние – до обращения ко Христу. «Когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть» (Рим. 6:20–21). Как точно сказано! Думаю, что мало среди нас таких счастливцев, которых с детства водили за ручку в храм, наставляли в вере и благочестии. Как правило, путь современного человека в Церковь пролегает через терние греха, ошибок, духовных метаний. Да и родившись в верующей семье, редко кто избегает периода пленения миром с его похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской (ср. 1 Ин. 2:16). Сегодня человек, приходящий в Церковь, в духовном отношении представляет собой сброшенную со швабры грязную половую тряпку. Он успевает напитаться самыми разными грехами и надышаться всякого смрада ложных учений. Поэтому, к сожалению, редко кто из современных верующих не имеет опытного познания слов апостола: «Дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть». Мы знаем эти дела и помним этот вкус смерти. Более того, в нас и сейчас еще может оставаться  неизжитая любовь к таким делам, любовь ко греху.

О новом же состоянии, о жизни во Христе, Павел пишет так: «Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые» (Рим. 6:18–19). На первый взгляд немного странные слова. Разве можно работать Богу так же, как дьяволу? Да и разве являются рабством отношения христианина с Богом? Но проповедник тут же и оговаривает условность этой мысли: «говорю по рассуждению человеческому»; т. е. высказываясь так, я приспосабливаюсь к  читателю, излагаю так, чтоб он понял. «Ради немощи плоти вашей», зная о том, что в членах наших живет «иной закон, противоборствующий закону ума» (Рим. 7:23); плотские страсти, подвигающие человека на грех.                           

Смысл Павловых слов немного перекликается с мыслью из евангельской притчи о неправедном домоправителе. «Сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лк. 16:8), – говорит Спаситель, призывая нас тем самым проявлять, по крайней мере, не меньшее усердие в духовных трудах, нежели «сыны века сего» в заботе о материальном. Т. е. нам предлагается даже негативные примеры перетолковывать полезно для себя.

Эту же идею развивает Церковь, предлагая нам в утренних молитвах такие строки: «Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому» (8-я молитва). Как мы видим, Господь и Церковь Его такими примерами показывают нам, что любое событие, пусть даже и негативное, но полезно истолкованное, может послужить толчком для христианского подвига. Неправедный домоправитель жульничал, чтобы приобрести благодетелей – нам ставится в пример его усердие, которое мы должны перенести на дела праведности. До встречи со Христом мы были рабами греха – что ж, по крайней мере с таким же постоянством (если большего пока нет) нужно работать и Богу.                                    

Но Церковь делает здесь важное уточнение. В современном издании синодального перевода Библии к словам «освободившись же от греха, вы стали рабами праведности» даются параллельные места для правильного осмысления текста. Это Ин. 8:32: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными»; и Гал. 5:1: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства». Этими словами Церковь утверждает удивительную антиномию: рабство Богу сообщает человеку подлинную внутреннюю свободу и познание истины. «Стойте в свободе» и «вы стали рабами праведности» – это указание на одно и то же состояние. Эта парадоксальная истина представляет собой неодолимую преграду для ума, но познается сердцем.                                                                                                                

В последних словах сегодняшнего чтения апостол подводит итог своей мысли: «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23). Обратите внимание, как отличаются формулировки. Где говорится о грехе, там употребляется сухая, безжизненная, юридическая терминология: «возмездие за грех – смерть». Точный перевод этого фрагмента с древнегреческого на современный русский язык будет звучать чуть иначе: «зарплата греха – смерть». Т. е. грех здесь представляется могущественным властелином, выплачивающим жалованье своим подданным. И это жалованье, или зарплата – смерть.                                                                                                                

Вторая же часть заключительного вывода апостола звучит так: «а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». Какая разница между началом и концом предложения! Там – «зарплата», а здесь – «дар Божий»; там – «смерть», а здесь – «жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». Какой любовью и теплотой веет от последних слов! Коротенькая фраза, но сколько глубины.

Жизнь достойна именоваться жизнью, только если она – вечная. Ибо если жизнь оканчивается смертью, то это не жизнь, а кратковременный обман. Вечная жизнь возможна только «во Христе Иисусе, Господе нашем», т. е. при условии пребывания в Нем, участия в Его жизни. Один Бог имеет жизнь в Самом Себе. Наше же существование есть маленький ручеек, питающийся из океана Божественной жизни. Жить «во Христе Иисусе, Господе нашем» – значит признавать в Иисусе Христа (т. е. Мессию – Помазанника Божьего), а также исповедовать Его Господом, т. е. Владыкой всего мира. Причем Он – Господь «наш», не только «мой» или «твой». Здесь мы видим прямое указание на Церковь Христову, в которой мы уже молимся не только о себе, но обращаемся к Богу как члены одного Тела, как участники одной духовной семьи, говоря Ему: Отче наш, Господь наш. И в этом церковном единстве наша вечная жизнь получает окончательную глубину и полноту – в возможности любить и быть любимыми.              

И все это, братья и сестры, «дар Божий». «Ад, – говорил один богослов, – всегда заслужен, небо – никогда!» Жизнь вечную невозможно заработать, как и невозможно заработать, например, настоящую любовь. Можно принести хоть все царства земли к ногам возлюбленной, но если в ее сердце нет любви, все бесполезно. Как и настоящая любовь, так и жизнь вечная даются свыше. Но как и в любви, так и в жизни вечной необходим труд над самим собой. И в этом есть радость – хоть спасение подарено мне, но оно все же и мое, потому что и я потрудился над ним.

Итак, о двух состояниях души говорит сегодня апостол Павел – свободе от праведности и свободе от греха. Вместе сосуществовать они не могут – нужно выбирать. Если мы в Церкви, то уже сделали свой выбор, и теперь время труда по приобретению плодов. Пусть же умножит в нас Христос трудолюбие и ревность к добрым делам, чтобы исполнились на нас слова сегодняшнего апостольского чтения: «Ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» (Рим. 6–22).

Сергей Комаров

Джерело:  http://pravlife.org

Додати коментар
Подiлитися: