Навiгацiя

Церковний календар

Новини / Пятая неделя Великого поста: неизвестные подробности / Пятая неделя Великого поста: неизвестные подробности

Пятая неделя Великого поста: неизвестные подробности

21.03.2018

Пятая седмица Великого поста – самая необычная неделя святой Четыредесятницы. Именно на этой неделе совершаются две уникальные великопостные службы – Мариино стояние, Суббота Акафиста. С историей и особенностями этих служб давайте разберемся.

Мариино стояние

Мариино или Андреево стояние, Стояние Марии Египетской – это народное название закрепилось за службой, которая совершается на утрени четверга пятой седмицы Великого поста. Назвали ее так, потому что «главные действующие лица» этой службы – святитель Андрей Критский и преподобная Мария Египетская. На службе читается Великий канон св. Андрея Критского и Житие Марии Египетской.

Преподобная Мария Египетская – ярчайший образ покаяния. Ее житие составлено, скорее всего, в VII веке (в VIII в. его упоминает святой Иоанн Дамаскин). Автором традиционно считается святой Софроний Иерусалимский. Почему это житие читается на службе в четверг 5-й седмицы поста, сказать довольно трудно. Очевидно, это связано с тем, что временем действия большей части жития является Великий пост, а темы покаяния, используемые в житии, тесно переплетаются с читаемым в этот день Великим покаянным каноном святого Андрея Критского

Поговорим о Великом каноне. Его автор – живший в VII веке святитель Андрей Критский и Иерусалимский, церковный писатель и автор множества песнопений. Как считают исследователи, святитель Андрей написал Великий канон не для церковного употребления, а для личной молитвы. Собственно, он и не сразу начал называться каноном, в древних рукописях встречаются названия «Великая стихира», «стихиры святоградца», «последование песней святоградца» и т. д.

Впервые за богослужением этот канон был исполнен во время страшного константинопольского землетрясения в 740 году. Святой Феодор Студит, живший в то же время, скорее всего, его отредактировал и включил в состав созданной им Постной Триоди. С тех пор он начал исполняться во время Великого поста. Однако первоначально не было точно установлено время его исполнения. Его пели или по частям с понедельника по пятницу 5-й седмицы, или в 5-е воскресенье Великого поста, или в четверг 5-й седмицы. Последняя практика существует до сегодняшних дней.

Великий канон состоит из более 200 тропарей, объединенных в 9 песней. Также с Великим каноном связаны 24 стихиры, которые поют на службе накануне Марииного стояния (это самое большое количество стихир, одновременно исполняющееся за богослужением), и тропари, которые поются вместе с евангельскими блаженствами. (Таких циклов тропарей с блаженствами всего два – для Стояния Марии Египетской и для Великой Субботы).

Интересно отметить, что так любимый многими кондак «Душе моя, востани, что спиши» напрямую с Великим каноном не связан. Он был написан гораздо раньше и принадлежит перу святого Романа Сладкопевца, известного песнописца V века.

Суббота Акафиста

Рассмотрим вторую уникальную службу Великого поста – Субботу Акафиста. В этот день по нашему Уставу единственный раз в году во время богослужения читается Акафист Пресвятой Богородице.

Немного об Акафисте. Мы сейчас называем акафистом целый жанр песнопений, но на протяжении многих веков Акафист был один – Божией Матери, написанный в VII веке. И только в XIV веке (то есть только через семь веков) появились другие акафисты – Иисусу Сладчайшему, Святителю Николаю и т. д.

Авторство Акафиста Богородице до сих пор не установлено. Некоторые его приписывают еретику-монофелиту патриарху Сергию, некоторые – его секретарю, многие думают, что он написан раньше – святым Романом Сладкопевцем.

Может показаться странным, но самая известная часть Акафиста – кондак «Взбранной Воеводе», с которого он и начинается, с основным содержанием Акафиста не связан, а был добавлен позднее, в VIII веке. Также многие исследователи считают, что и многочисленные «радуйся» были добавлены уже после его написания.

Акафист состоит из 24 строф, в славянской традиции мы их называем кондаки и икосы, в греческой же традиции они именуются икосами. Такое количество строф обусловлено количеством букв греческого алфавита. В оригинале первая строфа начинается со слова «Ангел», первое слово каждой новой строфы – со следующей буквы алфавита, таким образом получается алфавитный акростих.

Первоначально этот акафист употреблялся в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Позднее его стали петь в субботу пятой недели Великого поста. Это, во-первых, связано с тем, что в субботу в Константинополе еженедельно совершали праздник и торжественный крестный ход в честь Богородицы, а во-вторых, с тем, что, по преданию, после прочтения Акафиста в 5-ю субботу Великого поста была снята осада Константинополя аварами в 626 году. 

Таким образом, службы пятой недели поста действительно уникальны. Многое теряют те, кто забывает о них. Давайте ходить на эти службы, молитвенно приобщаясь к вершинам византийского гимнотворчества – Великому Канону и Акафисту Богородице.

Александр Адоменас

Джерело:  http://pravlife.org

Додати коментар
Подiлитися: