Навiгацiя

Церковний календар

Про храм / Історія Вишгороду

Вышгород и его роль в истории Руси

Среди имен и событий, так или иначе связанных с памятью святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, особое место занимает Вышгород. Да и в русской истории этот древний город сыграл одну из ключевых ролей. В Киевском Синопсисе есть указание на то, что Вышгород был основан в легендарные времена Кия, Щека и Хорива: «...третій брат, Корев, или Хорев, созда град, такожде от своего имени Хоревицу, а по том Вышгород прозвася». Об этом же пишет и М. Ф. Берлинский (1764-1848), который считается первым признанным киевским археологом: «Третий брат Хорев поселился на горе Хоревице, так же от него прозванной, которая находится в семнадцати верстах выше Киева над Днепром, на месте между бывшим Межигорским монастырем и селом Вышгородом, которое сие имя и поныне от бывшего там в последующее время города носит».

В отличие от ближайших к Киеву Белгорода и Васильева, Вышгород имел большую самостоятельность и, согласно летописи (1146 г.), вторым после Киева присягал киевскому князю. С 946 по 1214 гг. в древнерусских источниках встречается 38 упоминаний о Вышгороде в связи с теми или иными политическими событиями, что свидетельствует об огромном значении этого города в истории Киевской Руси.

Так как древний Вышгород был известным центром церковной жизни, свидетельства о нем не ограничиваются только летописными источниками. Местонахождение здесь мощей первых русских святых обращало на себя внимание и писателей житийной литературы.

Связанные с Вышгородом церковно-исторические и политические события в Киевской Руси, особенно канонизация первых русских святых Бориса и Глеба и строительство в их честь храмов - усыпальниц в XI-XII вв. нашли подробное отражение в летописях и «Сказаниях».В них Борисоглебская церковь упоминается как «церковь» и «каменная церковь». В исторических материалах конца XVII в. указывается более точное название - «церковь Святых страстотерпцев Бориса и Глеба». Современное название - Борисоглебская церковь - прослеживается в документальных источниках с конца XVIII - начала XIX вв.

Возник древний Вышгород в 15-16 км выше Киева на правом высоком выступе днепровского берега у переправы. С самого начала он строится как город-крепость. Его центральную часть опоясывают мощные земляные валы и глубокие рвы, защищая посад. Площадь города Вышгорода в период его расцвета (середина XII в.) превышала 80 га, площадь детинца* занимала около 9 га. П. А. Рапоппорт, исходя из значительных размеров вышгородского детинца, относит его к типу городищ со сложным планом.

Вышгородское городище очень схоже с киевским планировкой оборонительной системы и занимает острог правобережной террасы Днепра, поднимаясь на высоту до 80 метров над уровнем реки. Остатки укреплений центральной части города сохранились с запада и юго-запада. Высота земляного вала здесь достигает 7-9 м. В его конструкции применялись деревянные клети, располагавшиеся по линии юго-восток-северо-запад. Основной массив городских кварталов располагался к востоку и югу от детинца. Обособленный квартал древнерусского Вышгорода находился на мысообразном выступе в юго-восточной части террасы площадью около 2,5 га. Эта местность известна в народе как Ольжина гора.С трех сторон она окружена оврагами и только с запада соединяется узким перешейком с основным плато.

Вокруг Вышгорода существовала система наблюдательных пунктов, дававших возможность контролировать северные подступы к Киеву. Военно-стратегическое значение Вышгорода, входившего в систему обороны центральной территории Руси, по достоинству оценивалось киевскими князьями. Во время военной угрозы они нередко уходили из столицы и закрывались в вышгородской крепости, считая ее более мощной, чем киевская. Удельные князья - претенденты на обладание великокняжеским киевским столом также придавали большое значение Вышгороду, справедливо считая его одной из основных преград на пути к стольному граду.* * *

Являясь важным военно-стратегическим, экономическим и церковно-религиозным центром Руси, Вышгород не представлял собой самостоятельной политической единицы. На всем протяжении древнерусской истории Вышгород выступает как пригород Киева даже и тогда, когда в нем появляются свои князья. Они, как правило, подбирались великими киевскими князьями из числа младших родственников, не претендовавших на столичный стол. В Вышгороде сидели подручные князей Изяслава Ярославича, Ярополка Владимировича, Юрия Долгорукого, Ростислава Мстиславича и другие, находившиеся, по существу, на положении киевских воевод. Видимо, и во второй половине XII в. Вышгород продолжал играть роль загородной великокняжеской резиденции. В Вышгороде находились княжеские дворы Ольги, Владимира, Святополка Владимировича, Ярослава Мудрого, Всеволода Олеговича.

Впоследствии подобные княжеские резиденции были основаны владимировскими и смоленскими князьями. Характерно, что даже расстояние между Боголюбовом и Владимиром было таким, как между Вышгородом и Киевом. «Создал же бяшет себе (Андрей Боголюбский) город камень именем Боголюбый, толь далече якоже Вышгородъ от Киева, тако же и Боголюбый от Владимеря». Свидетельством того, что Вышгород играл роль резиденции, имел княжеское хозяйство и находился в сфере политики Киева, могут служить и найденные здесь печати князей, занимавших столичный стол, и их союзников. Это три печати Изяслава Ярославича (1054-1078), одна - Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125) и еще одна - Давида Ростиславича периода его вышгородского княжения (1169-1180). Из Вышгорода происходят еще две вислые печати середины - второй половины XII века, принадлежащие лицам верховной власти.

Становление Вышгорода как крупного церковно-политического и экономического центра Киевской земли связано с периодом княжения Ярослава Мудрого и его преемников. Город всецело подчинялся великому князю. В пределах Вышгорода находился загородный двор властителя Руси. Здесь в 1054 году скончался Ярослав Мудрый, прибывший сюда после огласки своего завещания относительно великокняжеского стола. Письменные источники говорят о существовании в Вышгороде довольно численной боярской прослойки. Известны имена десяти вышгородских бояр: Путша, Талец, Елович, Ляшко, Миронег, Ждан, Микула, Чудин, Тудор, Давид и Радло. В действительности бояр в Вышгороде было значительно больше на протяжении X-XII веков, так как источники упоминают лишь тех, кто играл наиболее активную роль в политических событиях Киевской Руси. И каждый из этих бояр имел свое владение, которое не могло принадлежать князю.

Жилые кварталы древнерусского Вышгорода имели усадебную структуру. Основными конструктивными приемами возведения стен жилых зданий была укладка их в «заброс» из деревянных плах на столбовом каркасе и рубка из цельных венцов.

Раскопки кузнечных мастерских в восточной части городища свидетельствуют о том, что, начиная с X в., здесь процветает железообрабатывающее ремесло. А найденные керамические изделия говорят о существовании в Вышгороде местной гончарной школы. Также тут обнаружены и следы стеклодельного производства.

Таким образом, древнерусский Вышгород в свете письменных и археологических источников предстает как один из крупнейших экономических и культурных центров Киевской Руси. Со времен княжения Ярослава Мудрого Вышгород приобретает значение крупного церковного центра Руси. Во время его княжения произошло важное событие в истории Русской церкви - славное открытие святых многоцелебных мощей святых страстотерпцев, князей Бориса и Глеба, убитых Святополком Окаянным в 1015 году.

В честь первых русских святых и покровителей Руси, навышгородском детинце возводится целый ряд сменявших друг друга храмов.

Первоначально Вышгород принадлежал киевским князьям, а впоследствии имел собственных правителей, которые принимали этот удел почти всегда в ожидании великокняжеского престола. Это объясняет, почему ради вышгородского престола иногда оставляли новгородский. К тому же положение в Вышгороде мощей святых князей Бориса и Глеба сделало его важнейшим объединяющим центром не только для Православной Церкви, но и для Руси в целом. Поэтому до нашествия татар и разорения Киева Вышгород довольно часто упоминается в летописях. В «Житии Бориса и Глеба», где святые князья прославляются как защитники Руси, содержится характеристика Вышгорода как важной крепости Русской земли: «Стенам твоим, Вышгород, я устроил стражу на все дни и ночи. Не уснет она и не задремлет, охраняя и утверждая отчину свою Русскую землю от супостатов и от усобной войны».

С 1072 года Вышгород, как ближайший к Киеву город, принимал участие почти во всех переменах и переворотах, бывших следствием междоусобиц и, подобно другим городам, испытал многие превратности. Находясь, можно сказать, под рукой у великого князя киевского, Вышгород, по его воле, переходил от князей из одного рода в другой - то как награда, то как место убежища изгнанным и обнищавшим, а также служил местом, где у святых мощей решались споры и заключались договоры.

В годы начавшихся княжеских междоусобиц стратегическая роль Вышгорода состояла в том, что он, как оборонительный пункт, прикрывал Киев с севера и контролировал дорогу к Чернигову, а также водные пути из древлянских земель по рекам Ирпень, Тетерев, Припять. Таков был Вышгород до монголо-татарского нашествия.

В 1240 году, во время нашествия Батыя, Вышгород, как и многие другие города южной России, подвергся разорению со своими церквами, монастырями и дворцами. Не избежала печальной участи и Борисоглебская церковь. В это несчастное для всей Руси время скрыты и мощи Бориса и Глеба, нетленно почивавшие в Вышгороде с 1030 по 1240 гг. и подававшие исцеление всем притекающим с верой.

Вышгород с его богатейшим храмом разделил судьбу Киева. Раскопки Вышгорода и Белгорода воспроизводят картины героической обороны и гибели этих центров. Глазам археологов открылись мощные слои пожарищ. Под крепостными стенами, сожженными домами, а то и просто на улицах и площадях были обнаружены сотни человеческих костяков, инструменты ремесленников, предметы вооружения и различные украшения.

В послемонгольский период Вышгород, утратив статус княжеской резиденции, пришел в упадок и превратился в обычное село. После монголо-татарского нашествия 1240 г. письменные источники хранят молчание о судьбе города вплоть до середины XIV века. С 1320 года, наравне с Киевом, Вышгород находился под властью литовских князей и польских королей.

До начала XVII в. храм Святых Бориса и Глеба стоял в развалинах. Примерно в 1640 г. он был разобран поляками, использовавшими строительный материал для сооружения доминиканского костела Св. Николая в Киеве. Об этом известно из грамоты 1691 г. Киевского митрополита Варлаама Ясинского царям Иоанну и Петру Алексеевичам. Л. Похилевич повторяет замечание митрополита Евгения Болховитинова: «...митрополит Варлаам Ясинский в просьбе своей к царям Иоанну и Петру Алексеевичам писал от 28 марта 1691 года, что Киевский Николаевский (Латинский) костел весь построен из камня древней Вышгородской церкви, разоренной поляками».

Достоверность этого факта подтвердили современные раскопки в Киеве (1973). На старом Житием рынке во время рытья котлована были обнаружены фундаменты доминиканского костела Св. Николая, почти целиком сложенные из древнерусских строительных материалов. Н. Закревский в «Описании Киева» пишет, что «на сооружение церкви Св. Андрея Первозванного много также перевезено материала из Вышгорода».

В XVII в. Вышгород был несколько раз разоряем и опустошаем то литовцами, то татарами, то поляками. В 1651 г. князь Януш Радзивилл, гетман литовский, осадил Киев, и его войска сожгли Подол. Потом они переправились через Днепр возле Вышгорода. Но так как там не нашлось готового леса, то литовцы разобрали существующую в то время деревянную вышгородскую церковь, употребив даже иконы для строительства моста.

Война России с Польшей, завершившаяся Андрусовским перемирием, по которому Вышгород вместе с Киевом окончательно перешел к России, привела к разрушению и запустению города. В воеводских описях 1680-х годов говорится, что место, где был город, пусто, и старый вал весь развалился, а вместо каменной церкви Свв. страстотерпцев Бориса и Глеба стоит деревянная.

В конце XVII в. Вышгород утрачивает статус города и превращается в село, жизнь в котором возрождалась медленно. Если в 1688 г. тут не было ни одного жителя, то, судя по историко-статистическим описаниям Киевского наместничества, в 1781 г. насчитывалось 47 хат, а в 1787 г. проживало всего 228 человек. С 1787 года, после упразднения Межигорского монастыря, село было изъято из состава монастырских земель и перешло в разряд государственных имуществ, подчиняясь Киевской казенной палате.

В начале XIX в. в селе было 40 дворов и 180 казенных крестьян мужского пола. Судя по литературным источникам, в этот период в селе стояла деревянная трехверхая церковь, построенная в 1791 г. (или 1744 г.) местным священником Василием Лукьяновым.К концу века число жителей возрастает до 1595 человек. Список населенных мест Киевской губернии 1900 г. упоминает в селе одну православную церковь и одну церковно-приходскую школу, которая располагалась восточнее церкви Святых Бориса и Глеба. Первым кирпичным сооружением села прошлого столетия стала новая церковь братьев-страстотерпцев, построенная в 1862 г. на месте разобранной деревянной. И по сей день храм сохраняет роль главной исторической и архитектурной доминанты Вышгорода.

Подiлитися: